Критерии оценки творческого мышления

Страница 1

В оценке творческих характеристик исследователь имеет дело прежде всего с качеством явления. Сопоставление результатов исследования группой ученых во главе с Дж.Гилфордом и параллельно и независимо провели В.Лоуэнфельд и К.Бейттел, что позволило выявить 8 существенных критериев, пригодных для дифференцирования:

Умение увидеть проблему.

Беглость, умение увидеть в проблеме как можно больше возможных сторон и связей.

Гибкость как умение:

понять новую точку зрения;

отказаться от усвоенной точки зрения.

Оригинальность, отход от шаблонов.

Способность к перегруппировке идей и связей.

Способность к абстрагированию или анализу.

Способность к конкретизации или синтезу.

Ощущение стройности организации идей.

Результаты этих работ вызвали в свое время надежды, что исследователи наконец получат средства опознания творческой личности. Однако дальнейшие исследования не подтвердили их эффективности, так как способность к творчеству в целом с помощью факторного анализа исчерпывающему определению не поддается.

П.Торренс (1987) провел исследования творчества с целью найти критерии проявления и способы измерения творческих особенностей. Его гипотеза основывалась на факте, что тестовое поведение не имеет аналогии в обучающем поведении и реальной жизни, поэтому тестирование может выступать в качестве модели изучения природы творчества.

Изучая природу творчества посредством тестирования, Торренс ввел в разработанные им тесты следующие основные принципы:

наличие неопределенного стимула;

открытость задания;

неоднозначность ответов;

снятие жестких временных ограничений.

Результаты лонгитьюдных исследований (5-7-12-22 г.) показали корреляцию между тестовым поведением и достижением в реальной жизни. В качестве критериев творческого поведения взрослых людей были выбраны:

Количество общественно узнаваемых творческих достижений (патенты, изобретения, книги, картины).

Качество творческих достижений в приложении к представлению о будущей карьере (какую карьеру вы хотите сделать).

Количество проявлений творческого стиля жизненных достижений, не признанных официально (организация неформальных групп, устройство своего дома).

Те же критерии определялись у младших школьников в рамках школьного обучения.

Торренс определяет креативность через характеристики процесса, в ходе которого ребенок становиться чувствительным к проблемам, дефициту или пробелу в знаниях, к смешению разноплановых информаций, к дисгармонии элементов окружающей среды, определяет эти проблемы, ищет их решение, выдвигает предположение и гипотезы о возможных решения, проверяет эти гипотезы. Из исследований были сделаны выводы, что дети, которые по тестам Торренса были определены как обладающие творческими способностями, в своей дальнейшей жизни действительно показали творческие достижения.

На основе использования фигурных форм теста ТТСТ (тесты Торренса) были выявлены компоненты мышления, которые способствуют проявлению творческих способностей:

Количество ответов и их четкость.

Подвижность (гибкость), степень разнообразия ответов.

Необычность, оригинальность или редкость ответа.

Тщательность разработки, степень детализации ответа.

Абстрактность заглавия, уровень абстракции в ответах.

Сопротивление к закрытию незаконченных фигур или способность оставить их открытыми.

Эмоциональная выразительность ответов.

Артикулятивность при рассказе, вставка ответов в контекст, придание им окружения.

Движение или действие, показанные при ответе.

Экспрессивность заглавия, способность трансформировать из фигурального в вербальный и это сделать это эмоционально.

Синтез или комбинация, объединяющий вместе две или более фигуры и создание когерентного ответа.

Страницы: 1 2

Материалы о воспитании и обучении:

Традиционный подход к формированию понятия "неравенства"
В традиционной системе мы рассмотрим программу, авторами которой являются М.И.Моро и др. С отношениями равенства и неравенства дети впервые встречаются начиная с первых уроков при сравнении двух множеств предметов, посредством установления взаимно-однозначного соответствия между составляющими их эл ...

Значение игры в обучении
Мы подробно рассмотрели сущность и функциях игры — чтобы подчеркнуть тезис о том, что потребность в игре — одна из базовых потребностей человека вообще и ребенка, в частности. А содержание игры варьируется в зависимости от культурной ситуации, в которую погружен ребенок. Некоторые исследователи счи ...

Документные характеристики плана урока
План урока — это документ, в котором отражается тема и цель урока с конкретизацией его дидактических задач, а также краткое содержание материала, изучаемого на уроке. В нем определяются форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методы, средства обучения, система заданий и задач ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru