Методическая разработка учебного занятия

Страница 3

1. Почему в названии французской декларации употребляется понятие: не только “человек”, но и гражданин?

2. Найдите в мировой истории и в истории нашей страны примеры вопиющего пренебрежения правом человека на жизнь?

3. Существует правовая норма, в соответствии с которой во время следствия и суда должен присутствовать педагог. Каков смысл этого требования?

4. Выберите из следующих мыслей те, которые соответствуют “духу” прав человека:

свобода есть возможность делать все, что мне захочется;

свобода есть право делать все, что дозволено законом;

свобода есть независимость от норм, установленных людьми;

свобода одного человека ограничена пределами свободы других.

5. Размышление (рефлексия). Учащимся предлагается продолжить, в частности, такую фразу: “Я считаю, что права человека нарушаются тогда, когда…”

6. Подведение итогов (тестирование). Тестирование позволяет проконтролировать фактический объем знаний, усвоенный учащимися. Но в любом случае учитель должен обобщить итоги урока-дискуссии, дать соответствующую оценку проделанной работе, сделать необходимые выводы, что позволит избежать ошибок на следующих занятиях курса “Обществознание”.

Весьма результативны в правовом обучении так называемые технологии ПОПС-формулы. ПОПС-формула используется при организации споров, дискуссий. Ее суть заключается в следующем. Ученик высказывает:

П-позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, выступает на уроке с речью: “Я считаю, что смертная казнь не нужна…”);

О-обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: “Потому что увеличивается количество тяжких преступлений, изнасилований, убийств…”);

П-пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя в речи обороты типа: “Я могу подтвердить это тем, что рост преступности наблюдается за последние годы…”;

С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, говорит: “В связи с этим (сохранением смертной казни, мы не наблюдаем уменьшения роста преступности…”).

Таким образом, выступление обучаемого занимает примерно 1-2 минуты и может состоять из двух-четырех предложений. Самое главное, что дает применение данной технологии, ученики высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме.

Очень эффективны при изучении отраслей права игры. Вот некоторые правила проведения уроков по уголовному праву в форме игры:

Обучаемые должны получить четкие инструкции по организации игры и правилам, согласно которым она будет производиться.

Нельзя увлекаться формальной стороной игры, необходимо сосредоточиться на ее содержании.

Игра должна быть четко продумана (для этого формулируется цель, задачи, методы, прогнозируемый результат).

Нельзя проводить из урока в урок игры, не обобщая правового материала.

В игру следует вовлекать всех учеников.

Каждая игра по завершению должна быть обсуждена, проанализирована.

В процессе игры дети должны усвоить не только важный юридический материал, но и отработать необходимые умения применять теоретические правовые знания в конкретных ситуациях.

Игра должна носить добровольный, творческий характер и не превращаться в спектакль, где герои действуют по заранее подготовленному сценарию. В игре школьники принимают самостоятельное правовое решение, развиваются их творческие способности, а, главное, закрепляются навыки правомерного поведения.

Можно проводить самые разнообразные игры по правовой тематике, например: “Выборы президента”, пресс-конференция “Проблемы уголовного права” и др. Можно предложить в качестве примера фрагмент игры-конкурс “Преступление и наказание”.

Командам предлагаются карточки, на которых перечислены различные формы наказаний. Необходимо выбрать те наказания, которые предусмотрены Уголовным кодексом РФ: лишение свободы; ссылка; высылка; предание публичному позору; штраф; четвертование; избиение плетьми; смертная казнь; бессрочная каторга; конфискация имущества.

Время на выполнение задания – 1 минута. За правильно выполненное задание команда получает 4 балла (по 1 баллу за каждый правильный вариант).

Правильный ответ: Лишение свободы, штраф, смертная казнь, конфискация имущества.

Эффективно на уроке использовать и нормативно-правовые акты. Например, учитель излагает исходную ситуацию. В ней говорится о том, что предстоит обсудить. Например: “Ребята, вы устраиваетесь на работу. В настоящий момент, вам предлагается проект контракта. Внесите изменения или добавьте новые пункты в права и обязанности работника и работодателя. Не думайте о том, реальны они или нереальны. Высказывайте любую мысль. Нельзя критиковать другие предложения. Секретари все фиксируют на доске”. Поведение учителя или другого ведущего должно быть доброжелательным, с чувством юмора. Критики не допускается. Учащиеся выслушивают и, если им что-то не понятно, задают вопросы. Выяснение вытекающих из исходной информации выводов. Возможно предъявление дополнительной информации. Учитель в случае необходимости еще раз подчеркивает конечную цель.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы о воспитании и обучении:

Общие вопросы контроля в подготовке волейболистов
Наряду с планированием (программированием) важнейшей функцией управления является исполнение, которое подразделяется на организацию и определенным требованиям надежности и информативности. Наиболее важным критерием оценки, по-видимому, оказывается тот, в соответствии с которым используются тесты, о ...

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста
С 1992-1996 г. я обучалась в Лениногорском педагогическом училище на художественно-графическом отделении. В течение всей учебы занималась творческой деятельностью. Именно в училище мне привили большой интерес к художественно-творческой деятельности, научили понимать искусство и красоту окружающего ...

Профессиональный портрет социального педагога
Социальные педагоги - специалисты высшей квалификации, люди особой, деликатной профессии. Спектр их деятельности широк и разнообразен. В зависимости от профиля специализации, социальный педагог может работать непосредственно в жилом доме или специализированном учреждении (отделении социальной помощ ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru