Методическая разработка учебного занятия

Страница 2

Затем учитель дает характеристику сфер жизни общества.

На основе следующего графического изображения места права в различных сферах жизни общества учащимся предлагается определить, где обозначены политическая и духовная сферы.

Итак, право выступает регулятором всех сфер общественной жизни, но в разной степени. Выполнение правовых норм, способствует регулированию всех сфер жизни, наведению порядка, ликвидации хаоса и беспредела.

По поводу системы права в учебнике Никитина А. Ф. «Право и политика»: 9 кл. — М., 2002. сказано: “Поскольку правовое регулирование, как вам известно, охватывает все основные сферы жизни общества, система права – это поистине гигантский юридический мир. Чтобы его толково организовать и сделать удобным для правовой деятельности, осуществляется деление всей системы на элементы. В числе важнейших ее элементов назовем: а) отрасли права; б) институты права; в) нормы права”.

Далее даются определения: нормы права, институты права, отрасли права.

В целях закрепления соотношения норм, институтов и отраслей права учащимся могут быть следующие задания.

Очень эффективны на уроке проведений дискуссий, так как они дают возможность ученику высказать свою точку зрения и учителю предоставляется возможность, в случае неправильной точки зрения, аргументировано исправить ее.

Рассмотрим уроки обществознания в 9 классе.

Тема “ Нарушение и защита прав человека”

Тип урока: итого-обобщающий в форме дискуссии.

Цели и задачи урока: на основе имеющихся у учащихся знаний расширить и конкретизировать их представления о правах человека; сформировать культуру ведения дискуссии и участия в ней; закрепить навыки правовой защиты личности.

Содержание урока:

1. Вступительное слово учителя.

2. Вводная информация – учащиеся готовятся по заранее поставленным вопросам (они записаны на доске), каждый высказывает свое мнение).

3. Защита прав детей – вводное слово учителя и практическая работа с текстом Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о защите прав детей.

4. Учащимся предлагается высказать свое мнение по предложенным вопросам и высказываниям.

5. Размышление (рефлексия).

6. Подведение итогов (тестирование) – проводится при двухчасовом занятии

Формы и методы: беседа; практическая работа; сравнение; обобщение; рефлексия.

Основные понятия: декларация, конвенция, гражданин, гражданство, права и свободы человека и гражданина; понятие абсолютности прав человека, геноцид, апартеид.

Ожидаемые результаты: расширение объема знаний по теме, закрепление навыков работы с документами, умение участвовать в дискуссиях, формирование уважения чужого мнения, отстаивание своей точки зрения.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя, в котором он указывает, на какие вопросы следует обратить внимание при изучении темы:

1) Что такое права человека?

3) Откуда мы узнаем о правах человека? Где они записаны?

3) Кто и как их нарушает? Как можно защитить свои права?

В ходе беседы обобщаются знания учащихся о правах человека и документах, их содержащих, учащиеся подводятся к выводу: права человека принадлежат любой личности изначально и государство лишь охраняет их от незаконных посягательств. В отличие от этого права гражданина охватывают сферу его отношений с государством, в которой он рассчитывает на ограждение своих прав от незаконного вторжения и на активное содействие государства в их реализации. Пример: учащимся предлагается сравнить правовой статус иностранца и гражданина РФ, сделав вывод. Учащиеся должны уяснить: права человека на жизнь, на образование и т.д.

2. Вводная информация.

На доске записаны вопросы. Наиболее подготовленные получают задание представить на них ответы. Этот этап урока должен решить задачу мотивации, вызвать у учеников желание принять участие в дискуссии. Другим учащимся предлагается подумать над вопросом: ежегодно Россия подает в ООН отчет о положении детей. Какие предложения, касающиеся защиты прав детей, Вы включили бы в этот отчет?

Для дискуссии можно предложить следующие проблемы:

1) Можно ли считать, что гражданское общество и правовое государство создают условия для реального соблюдения прав человека?

2) В 1948 г. ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Что надо сделать в государстве, чтобы эти права могли реализовать граждане?

3) Как соотнести право на жизнь с глобальными проблемами человечества: экологическими, экономическими, проблемами разоружения и т.д.

4) С точки зрения защиты прав человека, как оценить такое решение суда в отношении приговоренного к смертной казни: “Приговор окончательный и обжалованию не подлежит”? учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Практическая работа.

Перед учащимися тексты Всеобщей декларации и Конвенции: на этом этапе они самостоятельно читают, сравнивают документы и делают вывод о том, что Конвенция о правах ребенка конкретизирует права человека в отношении ребенка. Для обсуждения учащимся предлагаются следующие вопросы и задания:

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы о воспитании и обучении:

Монография
Монография - это научное произволение, в котором итог всестороннего исследования, как все говорят, определенной темы или проблемы, выполненной одним или несколькими авторами. Монография, как правило, служит, как все говорят, формой публикации как бы научных результатов диссертации на соискание учен ...

Основные закономерности развития физических способностей
Ю.Ф.Курамшин (1999) дает следующее определение: «Физические способности — это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения». Закономерности рассматриваются как выражение д ...

Историко-методологические основы проблемы становления и развития среднего профессионального образования
Истоки возникновения среднего профессионального образования в целом и средних специальных учебных заведений в частности, тесным образом связаны с появлением ещё в средние века (XI – XV вв.) системы городских цехов различного профиля, возникших прежде всего там, где был высок спрос на производство о ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2022 www.lavill.ru