Методическая разработка учебного занятия

Страница 1

Необходимо, чтобы педагоги строили учебно-воспитательный процесс на основе рационально-эмоционального подхода: предлагали анализировать проблемы реализации прав и свобод человека, давали возможность учащимся выражать свои чувства и эмоциональные переживания. При этом ориентация правового образования на позитивные аспекты, не должна подменять критический подход к явлениям, происходящим в обществе, сглаживать углы, приукрашивать действительность или уходить от социально-экономических реалий.

В соответствии с современной концепцией школьного общественного образования, а также с Государственным стандартом высшего образования учителя и студенты должны владеть методикой преподавания общественных дисциплин. Предлагаемые методические рекомендации для практических занятий студентов нацелены на формирование у них профессиональных качеств учителя современного типа. Они призваны помочь студентам овладеть методическими знаниями и умениями, приобрести начальные навыки творческого педагогического труда.

Методические рекомендации определяет содержание и структуру практических занятий по методике обучения обществознанию. Каждое занятие состоит из двух частей: теоретической и практической. Практическая часть занятий требует от студентов постановки и решения педагогических задач конкретных уроков обществознания путем анализа и содержания и обоснованного выбора эффективных приемов и средств деятельности учителя и старшеклассников. Выполнение этой части задания опирается на теоретические основы методической науки, предполагает тесную связь с педагогикой, психологией, методикой преподавания истории.

Теоретические знания, необходимые для практических занятий, даны в методических рекомендациях в виде перечня вопросов «для обсуждения и самопроверки», которые студенты могут извлечь из материала соответствующей лекции и путем самостоятельного изучения рекомендованной литературы.

В настоящее время, формирование правового сознания идет в курсе обществознания, который интегрирует знания, педагогические отобранные из комплекса общественных наук: социологии, экономики, политологии, правоведения, а также философии и психологии.

Новая система обществоведческого образования должна давать достаточные знания обо всех видах общественных связей и отношений, в которые неизбежно вступает каждый человек (экономических, национальных, семейных, правовых, политических и пр.), поскольку все эти отношения являются объектом социального регулирования, их невозможно изучать в отрыве от правовых норм, которые порождены этими отношениями и направляют их в необходимое обществу русло.

Рассмотрим в качестве примера несколько фрагментов уроков обществознания, на которых рассматриваются вопросы права.

Например, тема: “Место и роль права в системе социальных норм”.

При обсуждении первого вопроса “Место и роль права в системе социальных норм” предложим старшеклассникам вспомнить: что такое норма, в чем суть социальных норм, каковы составные элементы системы социальных норм.

Норма – это правило, образец;

Социальные нормы устанавливают правила поведения людей их групп и организаций в обществе.

Все социальные нормы в той или иной степени взаимосвязаны между собой, особенно близкая связь существует между моралью и правом. Они способствуют установлению согласия в обществе, гармонизации отношений между обществом и природой, между личностью и обществом. Целый ряд моральных и правовых норм совпадают (не наноси вреда здоровью и жизни другого, не укради, не лги и др.),

Вместе с тем право и мораль выступают разными социальными регуляторами. Учащимся целесообразно предложить развести приводимые ниже характеристики социальных норм: правовые нормы и моральные нормы.

Социальные нормы выступают правилами поведения людей, эти правила:

- регулируют поведение людей на основе сложившихся в обществе представлений о добре и зле,

- устанавливаются государством,

- остаются писанными,

- обеспечиваются внутренним “Я”, опираются на общественное мнение,

- не нуждаются в обобщении со стороны государства,

- не оформляются в виде государственных или международных документов,

- обеспечиваются принудительной силой государства,

- зарождаются раньше,

- имеют более широкое поле действия,

- тесно связаны с государством,

- регулируют самые важные для человека и общества отношения.

Напомнив учащимся, что определение понятия содержит главные признаки определяемого объекта, предложим им выделить основные признаки права. Вывод-обобщение: право – это система обязательных норм поведения, закрепленных в официальных документах, охраняемых и поддерживаемых силой государственного принуждения.

Следующий фрагмент урока «Место правовых отношений в жизни общества»

Если же право регулирует большинство вопросов общественной жизни, в том числе вопросы свободного времяпрепровождения, выбора религии, дружбы, любви, эстетического вкуса и т.п., то речь идет о полицейском государстве.

Учитель кратко знакомит старшеклассников с тем, какие главные вопросы регулируются с помощью права в каждой основной сфере общественной жизни. При наличии учебного времени в хорошо подготовленном классе вопрос может быть предложен для обсуждения самим старшеклассникам.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы о воспитании и обучении:

Методические рекомендации педагогу по совершенствованию учебного процесса по спецкурсу «Витраж в интерьере»
Профессиональное развитие преподавателей учреждений СПО определяется характером и содержанием их педагогической деятельности и ее структурных компонентов. «Методика профессионального развития преподавателей учреждений СПО включает следующие положения – обогащение социально-профессиональной направле ...

Особенности развития одаренного ребенка
Каждый одаренный ребенок неповторим, но при всех индивидуальных проявлениях детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Эти проявления легко заметить в познавательной деятельности; поведении одаренного ребенка; его общении со сверстниками, родите ...

Информационные ресурсы общества
Человечество развивается благодаря генерированию информации. Нет необходимости доказывать, что для человека информация такой же энергетический продукт, как и пища. Чтобы быть хозяином положения в своей сфере, избранной области знаний или бизнеса, необходимо быть в курсе научно-технических событий, ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru