Методическая разработка учебного занятия

Страница 1

Необходимо, чтобы педагоги строили учебно-воспитательный процесс на основе рационально-эмоционального подхода: предлагали анализировать проблемы реализации прав и свобод человека, давали возможность учащимся выражать свои чувства и эмоциональные переживания. При этом ориентация правового образования на позитивные аспекты, не должна подменять критический подход к явлениям, происходящим в обществе, сглаживать углы, приукрашивать действительность или уходить от социально-экономических реалий.

В соответствии с современной концепцией школьного общественного образования, а также с Государственным стандартом высшего образования учителя и студенты должны владеть методикой преподавания общественных дисциплин. Предлагаемые методические рекомендации для практических занятий студентов нацелены на формирование у них профессиональных качеств учителя современного типа. Они призваны помочь студентам овладеть методическими знаниями и умениями, приобрести начальные навыки творческого педагогического труда.

Методические рекомендации определяет содержание и структуру практических занятий по методике обучения обществознанию. Каждое занятие состоит из двух частей: теоретической и практической. Практическая часть занятий требует от студентов постановки и решения педагогических задач конкретных уроков обществознания путем анализа и содержания и обоснованного выбора эффективных приемов и средств деятельности учителя и старшеклассников. Выполнение этой части задания опирается на теоретические основы методической науки, предполагает тесную связь с педагогикой, психологией, методикой преподавания истории.

Теоретические знания, необходимые для практических занятий, даны в методических рекомендациях в виде перечня вопросов «для обсуждения и самопроверки», которые студенты могут извлечь из материала соответствующей лекции и путем самостоятельного изучения рекомендованной литературы.

В настоящее время, формирование правового сознания идет в курсе обществознания, который интегрирует знания, педагогические отобранные из комплекса общественных наук: социологии, экономики, политологии, правоведения, а также философии и психологии.

Новая система обществоведческого образования должна давать достаточные знания обо всех видах общественных связей и отношений, в которые неизбежно вступает каждый человек (экономических, национальных, семейных, правовых, политических и пр.), поскольку все эти отношения являются объектом социального регулирования, их невозможно изучать в отрыве от правовых норм, которые порождены этими отношениями и направляют их в необходимое обществу русло.

Рассмотрим в качестве примера несколько фрагментов уроков обществознания, на которых рассматриваются вопросы права.

Например, тема: “Место и роль права в системе социальных норм”.

При обсуждении первого вопроса “Место и роль права в системе социальных норм” предложим старшеклассникам вспомнить: что такое норма, в чем суть социальных норм, каковы составные элементы системы социальных норм.

Норма – это правило, образец;

Социальные нормы устанавливают правила поведения людей их групп и организаций в обществе.

Все социальные нормы в той или иной степени взаимосвязаны между собой, особенно близкая связь существует между моралью и правом. Они способствуют установлению согласия в обществе, гармонизации отношений между обществом и природой, между личностью и обществом. Целый ряд моральных и правовых норм совпадают (не наноси вреда здоровью и жизни другого, не укради, не лги и др.),

Вместе с тем право и мораль выступают разными социальными регуляторами. Учащимся целесообразно предложить развести приводимые ниже характеристики социальных норм: правовые нормы и моральные нормы.

Социальные нормы выступают правилами поведения людей, эти правила:

- регулируют поведение людей на основе сложившихся в обществе представлений о добре и зле,

- устанавливаются государством,

- остаются писанными,

- обеспечиваются внутренним “Я”, опираются на общественное мнение,

- не нуждаются в обобщении со стороны государства,

- не оформляются в виде государственных или международных документов,

- обеспечиваются принудительной силой государства,

- зарождаются раньше,

- имеют более широкое поле действия,

- тесно связаны с государством,

- регулируют самые важные для человека и общества отношения.

Напомнив учащимся, что определение понятия содержит главные признаки определяемого объекта, предложим им выделить основные признаки права. Вывод-обобщение: право – это система обязательных норм поведения, закрепленных в официальных документах, охраняемых и поддерживаемых силой государственного принуждения.

Следующий фрагмент урока «Место правовых отношений в жизни общества»

Если же право регулирует большинство вопросов общественной жизни, в том числе вопросы свободного времяпрепровождения, выбора религии, дружбы, любви, эстетического вкуса и т.п., то речь идет о полицейском государстве.

Учитель кратко знакомит старшеклассников с тем, какие главные вопросы регулируются с помощью права в каждой основной сфере общественной жизни. При наличии учебного времени в хорошо подготовленном классе вопрос может быть предложен для обсуждения самим старшеклассникам.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы о воспитании и обучении:

История педагогической мысли
Начало нашей эры стало свидетелем глубочайших кризисов античного мира. Огромная Римская Империя перестала выдерживать свою собственную тяжесть. Кризисы III и V вв. привели к ее исчезновению на Западе и к превращению к VII в. Восточной Римской Империи в Византию. С крушением Западной Римской Империи ...

Читаем играя
По-моему, для начала необходимо приучить детские уши к новому звучанию, так как некоторые иностранные звуки для них не знакомы. Поэтому я предлагаю, начинать обучение чтению с формирования фонетического слуха параллельно с изучением алфавита. Например, такая фонетическая игра - Wide and narrow vowe ...

Характеристика сферы общения
Общение – специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время отстаивать свои права. Общение является для подростков очень важным информационным каналом, кроме того, как специфический вид эмоционального контакта, ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru