Диагностика эмоционально-ценностного отношения к музыке

Страница 2

В четвёртом задании предлагается раскрыть значение 2 терминов. Мы выбрали термины «полифония» и «а капелла». Учащиеся, верно раскрывшие оба термина, получили 5 баллов; раскрывшие только один получили 4 балла; учащиеся, не знающие значения этих терминов, получили 3 балла. На этом задании заканчивается первая часть теста.

Пятое задание освещает сразу несколько вопросов. Во-первых это умение анализировать услышанное впервые произведение, а именно определить его форму, или сколько в нём частей, и подобрать несколько эпитетов, описывающих характер произведения. Так же предлагается поразмышлять о программном названии, ответив на вопрос «как ты понимаешь название?». Во-вторых выявляется понравилось ли это произведение испытуемому, и почему. Для этого задание нами было выбрана 3-я пьеса из фортепианного цикла С.С. Прокофьева «Сарказмы», потому что, во-первых это эмоционально яркое, динамичное произведение, во-вторых написано в простой трёхчастной форме и имеет программное содержание, и наконец, потому что это произведение обычно не звучит в программах общеобразовательных школ, что позволит нам получить сведения об умениях, проявленных во время слушания, и исключит возможность написания «готового» ответа. Последний вопрос задания выявляет интерес учащихся к академической музыке прошлого столетия вообще. В этом задании оцениваются только первые 3 вопроса – правильно определив форму, раскрыв значение названия и правильно определив характер произведения, испытуемый получал 5 баллов; ответив только на 2 вопроса 4 балла; 1 правильный ответ соответствует 1 баллу. Чтобы оценить ответы на вопросы, касающиеся отношения учащихся к услышанному произведению и к музыке XX в., мы использовали следующую шкалу:

+2 – музыка понравилась, и есть интерес к ней

+1 – скорее понравилась, чем не понравилась

0 – нейтрален

-1 – скорее не понравилась, чем понравилась

-2 – резко негативное отношение

Следующий, шестой вопрос выявляет знание произведений Прокофьева. В правом столбике записаны названия 6 его известных произведений, которые входят в разные школьные программы, начиная с 1 класса, в левом указаны их жанры. Испытуемый должен установить соответствие между ними, проведя линию от названия к его жанру. Здесь, по количеству верных ответов, мы выявили какие произведения известны классу, какие нет. Так же учащимся предлагалось записать произведения Прокофьева, известные им, но которых нет в списке. Это задание не влияет на оценку, т.к. исследует знания, которые учащиеся должны были получить в предыдущих классах, либо могли получить вовсе за стенами школы.

Последнее, 7 задание является своего рода анкетой, и тоже не оценивается. В нём выявляется, какую музыку любит слушать испытуемый в быту, что в ней нравится, и любит ли он вообще слушать музыку.

В результате анализа данные распределились следующим образом. Оценку «5» получил 1 ученик, получивший в сумме 22 балла из 25. Этот учащийся параллельно занимается в музыкальной школе, и проявляет большой интерес на уроках музыки в общеобразовательной школе. С небольшими погрешностями он практически полностью справился с первой частью. Во второй части примечательно то, что он единственный в классе назвал 2 произведения Прокофьева, которые не были перечислены в 6 задании – это балет «Ромео и Джульетта» и симфония №7.

Оценку «4» получили 11 испытуемых, оценку «3» – 14.

Оценку «2» получил 1 ученик, набравший 13 баллов, и проявивший резко негативное отношение к проводимой работе. В первой части он верно назвал только жанры музыки и раскрыл определение полифонии, остальные задания считаются не выполненными. В его работе все 4 задания первой части были зачёркнуты, что явно говорит о не желании выполнять эти задания. Вероятно, тут можно в некоторой степени говорить даже о неприязни. Во второй части он раскрыл значение названия произведения «Сарказмы» как насмешка над реальностью, и определил характер как резкий, переменчивый. Мы зачли эти ответы за верные. Однако, в вопросах, касающихся отношения к музыке XX в., музыке Прокофьева и музыке вообще он высказал резко негативное отношение.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы о воспитании и обучении:

Принципы воспитания
Принципы воспитания – это общие фундаментальные (исходные) положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации данного процесса. Требования, предъявляемые к принципам: 1. Обязательность. Принципы воспитания – это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного ...

Особенности развития одаренного ребенка
Каждый одаренный ребенок неповторим, но при всех индивидуальных проявлениях детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Эти проявления легко заметить в познавательной деятельности; поведении одаренного ребенка; его общении со сверстниками, родите ...

Роль и место раздела «Лоскутная пластика» в образовательной области «Технология»
Важный аспект трудового обучения – соединение обучения конкретному технологическому мастерству с предметной творческой деятельностью декоративно – прикладного характера. Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. Лоскут ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2022 www.lavill.ru