Анализ программ музыки по вопросу формирования эмоционально-ценностного отношения старших школьников к музыке

Педагогика сегодня » Формирование эмоционально-ценностного отношения к музыке у старших школьников путем приобщения к музыке Сергея Сергеевича Прокофьева » Анализ программ музыки по вопросу формирования эмоционально-ценностного отношения старших школьников к музыке

Страница 2

В старших классах на основе принципа контраста учащиеся знакомятся с музыкой Прокофьева, на это отведена целая четверть (8 кл., 1 четв.). Тема четверти звучит так: «Выдающиеся представители отечественного музыкального искусства».

В ходе обучения в 8 классе учащиеся подводятся к осознанию того, что различные жанры и роды музыки («серьезные» или «легкие») – это проявление разных сторон единого музыкального мира.

Знакомя восьмиклассников с творчеством С. Прокофьева учитель помогает учащимся осознать новаторство стиля этого композитора и вместе с тем подготавливает их к восприятию музыки XX в. Рассказывая о музыке в кино и театре, педагог подчеркивает ее значение и роль. Попутно идет углубление понимания учащимися музыкально-драматических жанров – оперы и балета, некоторые образцы которых им знакомы по прежним годам обучения («Война и мир», «Ромео и Джульетта», «Золушка»).

При изучении программы «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной мы отметили, что программа составлена в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского. В ней нашли отражения изменившиеся социально-культурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и в новых технологиях массового музыкального образования.

Цель программы – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

Содержание базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной, классической и современной музыки, что наблюдается и в новом варианте программы Д.Б. Кабалевского.

Проводя сравнение с данной программой, особенно хочется подчеркнуть, что у Е.Д. Критской опора идет на изучение обрядов, обычаев, традиций народной музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Поэтому, программа обновлена произведениями фольклора и духовной музыки. В сферу исполнительской деятельности входят: хор, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, инсценирование песен, освоение элементов музыкальной грамотности.

Нравственно-эстетическая проблематика данной программы базируется на осмыслении учащимися «вечных тем» жизни и искусства, которые нашли отражение в музыкальных образах – прекрасное и безобразное, добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, война и мир, отношение к природе, матери, к Родине, ее историческому прошлому и др. При этом, авторы выделяют ряд магистральных тем, к которым они обращаются циклически на протяжении всего курса общеобразовательной школы. К ним относятся: «Россия – Родина моя» (патриотическая направленность классического и современного материала).

В программе ставится задача добиться следующих умений и навыков, связанных с восприятием:

· понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства но основе специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.) и находить ассоциативные связи и жанровые параллели между художественными образцами музыки и других видов искусства

· размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах её воплощения

· различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной и сценической музыки, эмоционально – образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров

· понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы, иметь представление о приёмах их взаимодействия и развития

· знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их сочинений

· совершенствовать представления о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель – слушатель)

· творчески интерпретировать содержание музыкального произведения; ориентироваться в нотной записи как сфере фиксирования музыкальной речи

· давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

· понимать роль музыки в жизни человека;

· понимать значение традиций и новаторства в музыкальном искусстве прошлого и настоящего времени;

Музыкальный репертуар программы, в который входят композиторы классики и современники, способствует решению этих задач. Среди предлагаемого репертуара мы находим следующие произведения С.С. Прокофьева: «Александр Невский», Мимолётности №1, 7, 10, фрагменты из балета «Ромео и Джульетта», Симфония №1 (Классическая), Соната №2, вальсы из опер и балетов Прокофьева: «Война и мир», «Золушка; концерты.

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Ошибки начинающего оратора
Прежде чем приступить к постижению секретов ораторского мастерства, вы должны научиться избегать распространенных ошибок. Специалисты в области коммуникативных технологий проанализировали и сравнили поведение дилетантов и профессиональных ораторов. Используйте их советы на практике, и вы заметите, ...

Православная педагогика как общественное явление
Слово "педагогика" переводится с греческого как "детоводительство". Так называли слугу, который препровождал ученика к учителю (дидаскалу). Со временем это слово приобрело и новое значение - педагогикой стали называть искусство воспитания детей, а также науку о воспитании. Как о ...

Контроль и оценка технической подготовленности волейболистов в тренировочном процессе
Анализ научной литературы выявил, что педагогического наблюдения лишь за соревновательной деятельности недостаточно. Для получения наиболее достоверных данных нужен так же и контроль над технической подготовленностью в тренировочном процессе. Так как в ходе тренировочного процесса, при выполнении у ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru