Анализ программ музыки по вопросу формирования эмоционально-ценностного отношения старших школьников к музыке

Педагогика сегодня » Формирование эмоционально-ценностного отношения к музыке у старших школьников путем приобщения к музыке Сергея Сергеевича Прокофьева » Анализ программ музыки по вопросу формирования эмоционально-ценностного отношения старших школьников к музыке

Страница 1

Нами проведен анализ нескольких программ по музыке. Прежде всего, следует отметить, что в их содержании уделяется большое внимание знакомству с музыкальными произведениями С.С. Прокофьева и их подробному изучению с целью формирования эмоционально-ценностного отношения к музыке.

Проанализировав программу по музыке для общеобразовательной школы, созданную под научным руководством Д.Б. Кабалевского, мы выявили, что основным принципом программы является изучение музыки как живого образного искусства. Восприятие лежит в основе всех форм приобщения к музыке.

Главной особенностью программы является ее представление по принципу тематизма, что становится её методологической основой. При этом основные темы выделяются, исходя из необходимости формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся именно к музыке как «живому искусству», например: «О чем говорит музыка», «Развитие музыки».

Важной чертой данной программы является привлечение межпредметных связей, что осуществляется благодаря общей системе построения дисциплин художественно-гуманитарного цикла, на основе этических и эстетических оценок, норм и критериев эмоционального отношения к миру. В раздел программы основной школы кроме музыкального материала включены примеры литературы, изобразительного искусства (иконография, живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство), театра и кино, которые помогают учителю музыки развивать ассоциативно-образное мышление учащихся старших классов.

В содержание программы включено знакомство с разнообразными формами и жанрами музыкального искусства.

Цель программы – воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей духовной культуры.

Лейтмотив программы, развивающий идеи педагогики двадцатых годов прошлого века, состоит в воспитании разносторонне развитой личности через освоение музыкальной культуры.

«Так, Бах, Моцарт, Бетховен, Шопен и Григ, Глинка, Мусоргский, Бородин и Чайковский становятся в один ряд с Прокофьевым, Шостаковичем и Хачатуряном, в равной мере воздействуют на

наш духовный мир, на всю нашу жизнь…». В программе предлагаются самые разнообразные по жанру и богатые по колориту примеры музыки Прокофьева: фрагменты из оперы «Война и мир» (ария Кутузова, «Вальс»), фрагменты из кантаты «К 20-летию Октября» («Мы идём тесной кучкой», «Революция»), «Отъезд» из сюиты «Зимний костёр», Классическая симфония. Все приведенные примеры, по мнению Д.Б. Кабалевского, подводят учащихся к умению грамотно, эмоционально воспринимать музыку других композиторов, посредством своей яркой образности музыкального языка гениального композитора.

Таким образом, программа Д.Б. Кабалевского вносит значительный вклад в методику музыкального воспитания старших школьников и приобщении их к творчеству Прокофьева.

Обратимся к программе «Музыка», созданной коллективом авторов В.К. Белобородовой, Е.В. Николаевой, Б.С. Рачиной, С.Л. Старовинской под руководством Ю.Б. Алиева.

В пояснительной записке говорится, что целью музыкального образования авторы считают знакомство детей с доступной им музыкой крупнейших композиторов, получение знаний о музыке и музыкантах, о выразительных средствах музыки.

Отличительной чертой программы является приобщение детей к музыкальной грамотности, приобретение всевозможных знаний о музыке и формирование умений и навыков практического музицирования. Детей учат понимать нотные знаки, петь по нотам простые попевки и песни, осваивают с ними простые размеры и соотношения длительностей. Звуковысотность осваивается посредством вокального интонирования как основы музыкальной речи. Используется также вокальная, ритмическая, двигательная импровизация, что способствует развитию музыкально-творческих способностей.

Важной чертой данной программы также является привлечение межпредметных связей, что осуществляется благодаря общей системе построения дисциплин художественно-гуманитарного цикла, на основе этических и эстетических оценок, норм и критериев эмоционального отношения к миру.

В содержание программы включено знакомство с разнообразными формами и жанрами музыкального искусства, а также предусмотрена связь музыки с литературой и изобразительным искусством. Многие ее темы предполагают взаимное проникновение разных видов художественной деятельности в едином уроке на основе их взаимопомощи и дополняемости. Некоторые темы могут послужить поводом интеграции музыки и театра, например «Сказка в музыке» (1 класс, 4 четверть). Репертуар этой темы включает симфоническую сказку С. Прокофьев «Петя и Волк». В структуру уроков авторами программы введен раздел «инсценировки», который тоже может явиться средоточием интеграции музыки и театра.

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Проведение уроков по программе Т.А. Ладыженской «Речь и культура общения»
Методические рекомендации построены таким образом, чтобы раскрыть суть программы «Речь и культура общения» и облегчить подготовку к проведению уроков по этой программе. Поэтому предпочли форму разработок, где: – формулируется тема урока (или его фрагмента). При этом отнюдь не в строго академическом ...

Методический подход к формированию понятия "неравенства" по программе Истоминой Н.Б
С отношениями: столько же, больше, меньше дети знакомятся в 1 классе I четверти. На это отводится 4 урока. Основная задача этих уроков - научить младших школьников устанавливать взаимно-однозначное соответствие между предметами двух совокупностей. Не исключено, что большинство учащихся будут обраща ...

Исследование состояния звукопроизношения у детей
Обследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад №49», в исследование принимали 5 детей старшего дошкольного возраста. Работа начиналась с наблюдением за детьми и в процессе наблюдения, нами были выявлены дети, которые не проявляли интереса к играм с участием движением мелкой моторики рук (лото, ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru