Восприятие музыки как основа формирования у старших школьников эмоционально-ценностного отношения к музыке

Педагогика сегодня » Формирование эмоционально-ценностного отношения к музыке у старших школьников путем приобщения к музыке Сергея Сергеевича Прокофьева » Восприятие музыки как основа формирования у старших школьников эмоционально-ценностного отношения к музыке

Страница 4

По сложившейся традиции музыкально-педагогическое образование строится на материале музыки ХVIII и ХIХ вв. – от Баха до Рахманинова, который и в ХХ в. остался верен традициям предыдущего века. Современная музыка академической традиции, которая родилась в начале только что ушедшего столетия, принципиально новая, требующая иной ценностно-эстетической ориентации. Социальные перипетии русской истории отнюдь не способствовали приобщению публики к новому искусству. Тем более сложная ситуация возникла во второй половине столетия, когда не только современное, но и классическое искусство стало сдавать свои позиции под натиском массовой культуры. Между тем именно в искусстве ХХ в. и прежде всего в творчестве российских композиторов, занявших ключевые позиции в мировой музыке, отражена духовная жизнь поколений, переживших социальные потрясения столетия. Вопреки присущим современности цинизму и жестокости, она продолжает утверждать вечные ценности жизни, нести идеи гуманизма. Такое искусство должно занять подобающее место в общественном сознании, и общее образование должно содействовать этому.

Исходной точкой педагогического процесса на уроках музыки является работа по развитию восприятия музыки. В этой связи, чрезвычайно важное значение приобретает выбор репертуара как важнейшего фактора воспитания эмоционально-ценностного отношения к классической музыке, при подборе которого необходимо ориентироваться на приоритет таких требований, как художественная ценность, доступность, яркость средств музыкальной выразительности.

Этим, требованиям отвечает музыка С. Прокофьева. Композитор смотрел на жизнь человека изнутри, отсюда и острые гармонии и неожиданные скачки регистров, стихия моторики, движения и «сюжетика» природы, то есть одушевление её. Тем не менее, прокофьевская музыка достаточно сложна, поэтому требует тщательно продуманной работы педагога, использование им таких методов как методы активизации слухового восприятия, интоннационно-образного постижения музыки, применение частично-поисковых и методов стимуляции к высказываниям без боязни ошибиться, использование творческих заданий. Наибольшему эмоциональному отклику будет способствовать проведение интегрированных уроков, где учащиеся смогут выразить свое отношение к музыкально-художественным образам через рисунок, движение, слово.

Если школьники научатся слушать и понимать такую музыку, чувствовать её близость своему миру переживаний, это обогатит их тезаурус музыкальных впечатлений, что явится основой для формирования положительного эмоционально-оценочного отношения к музыке С. Прокофьева – подлинному шедевру классической музыки.

В классной работе можно предложить учащимся послушать сюиту «Александр Невский» Прокофьева. Тут надо отметить, что это сюита – это произведение состоящее из 7 самостоятельных частей, объединенных общей темой. В основу сюиты положена музыка к одноименному фильму. Вниманию учащихся предлагается фрагмент «Вставайте люди русские…». Необходимо отметить, что редкое музыкальное произведение обладает столь сильной эмоциональной выразительностью и служит идеальным примером творческого проникновения современника событиями прошлого.

Новаторство композитора заключено в строгой логике, четкой структуре, резком контрасте ритма и темпа, жестких, резких звучаниях, т.е. то, что сейчас является характерным современной музыке.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы о воспитании и обучении:

Воспитание личности учителя
К личности будущего педагога предъявляется ряд самых серьёзных требований. Среди них можно выделить главные, без удовлетворения которых невозможно стать высококвалифицированным учителем или воспитателем, и второстепенные, соответствие которым не обязательно для педагога, но делает его личностью, сп ...

Планы уроков и методические комментарии к обучению задач на построение треугольника по трём элементам
В 7 классе в теме: "Соотношения между сторонами и углами треугольника" рассматриваются построения треугольников по трем заданным элементам с помощью циркуля и линейки. Решаются следующие задачи: Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними. Построение треугольника по стороне ...

Предмет и задачи педагогической этики
Профессиональной этикой называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственные характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Особенностью профессиональной этики является ее тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единст ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru