Восприятие музыки как основа формирования у старших школьников эмоционально-ценностного отношения к музыке

Педагогика сегодня » Формирование эмоционально-ценностного отношения к музыке у старших школьников путем приобщения к музыке Сергея Сергеевича Прокофьева » Восприятие музыки как основа формирования у старших школьников эмоционально-ценностного отношения к музыке

Страница 4

По сложившейся традиции музыкально-педагогическое образование строится на материале музыки ХVIII и ХIХ вв. – от Баха до Рахманинова, который и в ХХ в. остался верен традициям предыдущего века. Современная музыка академической традиции, которая родилась в начале только что ушедшего столетия, принципиально новая, требующая иной ценностно-эстетической ориентации. Социальные перипетии русской истории отнюдь не способствовали приобщению публики к новому искусству. Тем более сложная ситуация возникла во второй половине столетия, когда не только современное, но и классическое искусство стало сдавать свои позиции под натиском массовой культуры. Между тем именно в искусстве ХХ в. и прежде всего в творчестве российских композиторов, занявших ключевые позиции в мировой музыке, отражена духовная жизнь поколений, переживших социальные потрясения столетия. Вопреки присущим современности цинизму и жестокости, она продолжает утверждать вечные ценности жизни, нести идеи гуманизма. Такое искусство должно занять подобающее место в общественном сознании, и общее образование должно содействовать этому.

Исходной точкой педагогического процесса на уроках музыки является работа по развитию восприятия музыки. В этой связи, чрезвычайно важное значение приобретает выбор репертуара как важнейшего фактора воспитания эмоционально-ценностного отношения к классической музыке, при подборе которого необходимо ориентироваться на приоритет таких требований, как художественная ценность, доступность, яркость средств музыкальной выразительности.

Этим, требованиям отвечает музыка С. Прокофьева. Композитор смотрел на жизнь человека изнутри, отсюда и острые гармонии и неожиданные скачки регистров, стихия моторики, движения и «сюжетика» природы, то есть одушевление её. Тем не менее, прокофьевская музыка достаточно сложна, поэтому требует тщательно продуманной работы педагога, использование им таких методов как методы активизации слухового восприятия, интоннационно-образного постижения музыки, применение частично-поисковых и методов стимуляции к высказываниям без боязни ошибиться, использование творческих заданий. Наибольшему эмоциональному отклику будет способствовать проведение интегрированных уроков, где учащиеся смогут выразить свое отношение к музыкально-художественным образам через рисунок, движение, слово.

Если школьники научатся слушать и понимать такую музыку, чувствовать её близость своему миру переживаний, это обогатит их тезаурус музыкальных впечатлений, что явится основой для формирования положительного эмоционально-оценочного отношения к музыке С. Прокофьева – подлинному шедевру классической музыки.

В классной работе можно предложить учащимся послушать сюиту «Александр Невский» Прокофьева. Тут надо отметить, что это сюита – это произведение состоящее из 7 самостоятельных частей, объединенных общей темой. В основу сюиты положена музыка к одноименному фильму. Вниманию учащихся предлагается фрагмент «Вставайте люди русские…». Необходимо отметить, что редкое музыкальное произведение обладает столь сильной эмоциональной выразительностью и служит идеальным примером творческого проникновения современника событиями прошлого.

Новаторство композитора заключено в строгой логике, четкой структуре, резком контрасте ритма и темпа, жестких, резких звучаниях, т.е. то, что сейчас является характерным современной музыке.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы о воспитании и обучении:

Психолого-педагогические условия формирования памяти у дошкольников с нарушениями речи
Дошкольный возраст - это период бурного роста физических и духовных сил ребенка. В первые семь лет жизни интенсивно развиваются различные способности, происходит овладение простейшими нравственными нормами, складываются черты характера. Поэтому дошкольное воспитание имеет решающее значение в общей ...

Проблема произвольного внимания в общей и специальной психологии
Внимание являлось одним из первых объектов исследования в экспериментальной психологии. Разработкой проблемы внимания занимались такие видные ученые как В. Вундт, Э. Титченер, У. Джемс, Т. Рибо, Н.Н. Ланге и др. Большое значение для понимания физиологических основ внимания имели работы выдающихся р ...

Общая характеристика нормального и нарушенного речевого развития детей первых трех лет жизни
На эмоционально положительном фоне у ребенка появляются звуки начального гуления (гуканья): а-гу, а-а, а-бу, а-буф, а-кы и т.д. В этот период ребенок активно включается в общение и иногда, страстно стремясь ответить на обращенные к нему речи и знаки внимания, заменяет слова покашливанием, будто бы ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru