Восприятие музыки как основа формирования у старших школьников эмоционально-ценностного отношения к музыке

Педагогика сегодня » Формирование эмоционально-ценностного отношения к музыке у старших школьников путем приобщения к музыке Сергея Сергеевича Прокофьева » Восприятие музыки как основа формирования у старших школьников эмоционально-ценностного отношения к музыке

Страница 3

Основная забота любителя подобного рода – это погоня за новинками. Тот, кто в среде себе подобных записал на магнитофон или купил в виде компакт-диска очередной «опус» групп «Иванушки international», «Лицей», «Мумий Тролль» или «Маша и медведь», оказывается желанным гостем в кругу сверстников и на школьной дискотеке: ведь он «посвящен» в ту музыку, которой не знают другие. Это повышает престиж обладателя новинки как в собственных глазах, так и во мнении других подростков. Отсюда почти мгновенное распространение некоторых, только что созданных сочинений рок- и поп-музыки. Однако данная проблема настолько жгуча и актуальна, что требует специального рассмотрения.

Но вот вопрос: обязательно ли следует с этим бороться?

Помнится, как, выступая на одном из заседаний во Всесоюзном доме композиторов, Д. Кабалевский подчеркнул, что считает принципиально неверным положение, при котором в музыкальных школах и колледжах от подростков «прячут» легкую музыку. И потому учащиеся этих учебных заведений не всегда понимают, что в развлекательной сфере музыки хорошо, а что плохо. «А ведь они – нормальные люди, – заметил Дмитрий Борисович, – и им в четырнадцать-пятнадцать лет нужна легкая музыка. Скажите, а вам самим не нужна легкая музыка? – обратился композитор к сидящим в зале коллегам. – По-видимому, нужна. Мы все понимаем, что Бетховен и Мусоргский – это великолепнейшие композиторы, их творения – вершина человеческого гения. Но под эту музыку танцевать невозможно, она не для развлечения!»

Можно по-разному, особенно в наше время, полное плюрализма, относиться к педагогическим сентенциям Кабалевского. Однако этим умным и тонким человеком был высказан ряд весьма плодотворных идей, касающихся школьного музыкального образования. И его позиция по отношению к проблеме функционирования легкой музыки в школе представляется вполне обоснованной. Вопрос лишь в том, какого рода легкую музыку целесообразно использовать в школьном музыкальном воспитании и как: в каком соотношении с произведениями других жанров, стилей, направлений.

Восприятие всегда связано с осмыслением того, что человек видит, слышит, чувствует и ощущает. Воспринять какой-либо объект – значит, суметь отнести его к какому-то определенному классу, более общему, чем данный единичный предмет. Именно поэтому восприятие является первым этапом любого умственного процесса. Однако процесс восприятия музыкальных произведений и их познание – не чисто логическая операция, а, скорее, эмоциональное погружение в его содержание, и поэтому логика при всей ее важности здесь подчиняется непосредственному движению души. То, как человек воспринимает мир, зависит не только от свойств наблюдаемого объекта, но и от личности самого наблюдателя, его жизненного опыта, темперамента, душевного состояния в данный момент.

Особенность восприятия музыки – в том, чтобы в разнообразии звуков услышать и оценить красоту созвучий, их выразительность; увидеть целостные художественные образы, вызывающие у слушателя соответствующие настроения, чувства и мысли. Тогда музыка заставляет пережить и прочувствовать то, о чем рассказывает.

На психологическом уровне восприятие музыки требует соответствующих установок, эмоциональной настройки на интонационную волну, театрализованного погружения в образный мир музыкального произведения.

Выход из погружения сопровождается ощущениями обновленности, обогащенности опытом воображаемой жизни, запечатленной в искусстве. Умением погружаться в художественный мир искусства определяется уровень музыкально-эстетической культуры человека.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы о воспитании и обучении:

Организация психолого-педагогической процедуры консультирования семей, воспитывающих ребенка с нарушением слуха
Консультирование семей с проблемными детьми вообще и детьми с нарушениями слуха в частности осуществляется в следующих направлениях: психолого-педагогическое консультирование; семейное консультирование; профориентированное консультирование. Психолого-педагогическому консультированию должна предшест ...

Приемы и методы активизации внимания младших школьников
Активные методы обучения – понятие, используемое в традиционной дидактике, для обозначения способов и приемов педагогического воздействия, которые побуждают учащихся к мыслительной (интеллектуальной) активности, к проявлению творческого подхода к поиску истины (диалог, дискуссия, полемика): • драма ...

Способы повышения эффективности внимания глухих учащихся
Известно, что внимание учащихся является одним из существенных факторов, определяющих успешность обучения. В связи с этим понятны усилия психологов и педагогов, направленные на повышение эффективности произвольного внимания учеников в процессе школьного обучения и в частности, на выработку навыков ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru