Восприятие музыки как основа формирования у старших школьников эмоционально-ценностного отношения к музыке

Педагогика сегодня » Формирование эмоционально-ценностного отношения к музыке у старших школьников путем приобщения к музыке Сергея Сергеевича Прокофьева » Восприятие музыки как основа формирования у старших школьников эмоционально-ценностного отношения к музыке

Страница 2

Мир, человек, природа, события истории и наша современность – главные темы искусства.

Проблема организации процесса восприятия музыки очень актуальна в наше время. Современная культурная реальность отличается невероятной множественностью. Эта множественность особенно заметна в музыке, где за внимание слушателя соперничают различные ее жанры и стили: классика, джаз, эстрадная и рок-музыка.

Большое место в жизни детей занимает легкая музыка. Простая для восприятия, она приносит им радость и веселье, но, к сожалению, не всегда развивает эстетический вкус и не всегда способствует формированию духовной культуры. Кроме того, современные школьники зачастую слушают музыку, рассчитанную на взрослую аудиторию. Бессмысленные музыкальные впечатления могут отрицательно сказаться на развитии духовной и музыкальной культуры.

В ряду жгучих проблем современной школьной «музыкальной педагогики» проблема формирования и развития интереса в музыкальном воспитании, развитии и обучении подростков становится, пожалуй, одной из наиболее важных и сложных, ибо если у учащихся нет интереса к тому, что происходит на уроке музыки, если урок проводится без эмоциональной приподнятости, сильных эмоциональных впечатлений и переживаний, если оживление наступает лишь со звонком с урока, ни о каком полноценном музыкальном развитии говорить не приходится.

Родоначальником теоретического и научного подхода к решению проблемы интереса можно считать великого чешского педагога Я.А. Коменского, справедливо считавшего, что одна изосновных задач учителя заключается в том, чтобы всеми средствами «воспламенять жажду знания и пылкое усердие в учении».

Действенную для своего времени систему пробуждения любознательности и развития интереса к учению разработал русский педагог К.Д. Ушинский. «Воспитатель не должен забывать, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения… убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет», – писал Ушинский, считавший школьную скуку «источником множества детских проступков и даже пороков». «Учение, – подчеркивал он, – это серьезный труд, требующий волевых усилий, но тем не менее этот труд должен быть интересным, привлекательным».

Интерес – прекрасный стимул к учению вообще и приобщению к музыке в частности. Под его влиянием развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется работа воображения, восприятия, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность. На уроках и внеклассных занятиях, где уделяется большое внимание формированию интереса к музыке, школьники-подростки переживают самые различные чувства. Здесь – и сомнение в правильности музыкальной оценки, и радость самостоятельного открытия, и восхищение глубиной музыкального сочинения, и удивление, и восторг…

Интересные уроки музыки – это не развлекательные занятия и конечно же не сухое вдалбливание песенного материала, музыкальных фрагментов, дат жизни композиторов. Это те уроки, которые вызывают разнообразную гамму чувств, размышлений, раздумий, эстетических переживаний.

В то же время интерес частный, узкий, изолированный осознается как интерес к определённым фактам и музыкальным явлениям без понимания их взаимной связи, без осмысления логики учебного предмета, направленного на приобщение к искусству. Как правило, это интерес к какой-то одной области музыки, чаще всего, легкой, и он тоже побуждает подростка к активной деятельности, например, вступлению в кружок гитаристов или эстрадную группу. Но опыт всё же показывает, что интерес к эстрадной поп-музыке редко перерастает в интерес к сочинениям высокого музыкального искусства. Подростки довольствуются сравнительно узким кругом сочинений «прикладного» характера: танцевально-дискотечные мелодии, хеви-метал и т.п.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы о воспитании и обучении:

Педагогическая деятельность как общественное явление. Понятие педагогической деятельности
В мире существует множество профессий, и все они отличаются друг от друга той деятельностью, которую осуществляют. Итак, педагогическая деятельность (далее – ПД) – особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в с ...

Сказка
В Карелии бытуют поморская, пудожская, карельская, заонежская сказки. Сказка радует нас красотой слова, пышной фантазией, позволяет мечтать или примерять различные маски: благородного царевича, злого и могущественного Кощея, красавицы Елены, бедной Золушки и страшной бабы-яги. Кто ты такой? Каким х ...

Анализ результатов экспериментальной работы по развитию речи младших школьников при работе с малыми фольклорными жанрами
Под задачами констатирующего эксперимента мы рассматривали следующие положения: диагностика учащихся двух классов; выявление уровня развития речи младших школьников; сравнение результатов, подведение итогов; разработка методик для дальнейшего формирующего этапа. На основе результатов, полученных на ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru