Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы

Педагогика сегодня » Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы

Страница 4

Поскольку мотивы часто не осознаются, за исключением осознанных мотивов, превратившихся по А.Н. Леонтьеву в мотивы-цели, необходимо иметь представление о том, как развивается деятельность. Мотив побуждает деятельность, а цель направляет ее.

Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Образ предвосхищаемого результата приобретает побудительную силу, становится целью, начинает направлять действие и определять выбор возможных способов осуществления, лишь связываясь с определенным мотивом.

Процесс целеобразования, то есть становления мотивов в целях, не осуществляется автоматически. Это сложный, творческий процесс, зависящий от умений, знаний и способностей человека, от его особенностей, объективных условий протекания деятельности. По изучению целей можно судить об изменениях в мотивах, о характере стремлений личности на той или иной стадии профессионального самоопределения.

Таким образом, мотив – причина, побуждающая к деятельности, а цель – это то, к чему стремится человек, выполняя определенную работу.

Таким образом, происходит осмысление собственных потребностей, выстраивается их иерархия, распределяются предпочтения, возникают интересы, которые в динамике своего развития могут превратиться в склонности, формируются ценности, оформляются мотивы, определяются цели, изучаются внешние условия, которые будут способствовать или препятствовать достижению цели. После чего принимается решение на деятельность, т.е. происходит самоопределение.

В нашем понимании для грамотного проведения профориентационной работы необходимо учитывать, что воздействовать на потребности ученика бывает очень сложно, еще сложнее их изменить.

В отличие от потребностей ценности не есть догма, заданность, они меняются во времени и в пространстве, в течение жизни человека; отличаются по национальному признаку, меняются при переходе общества из одной социально-экономической формации к другой. Система ценностных ориентаций не является чем-то абсолютно упорядоченным и неподвижным, она противоречива и динамична, отражает как главные, существенные, стержневые изменения взаимозависимости личности с миром, так и смену текущих, мимолетных, в известной мере случайных жизненных ситуаций. При их существенной переориентации говорят об изменении системы ценностей, о переоценке ценностей. Каждое новое поколение молодежи осуществляет личностное и профессиональное самоопределение по отношению к иной системе (иерархии) ценностей, существующих в обществе. Нельзя сказать, что в старшем подростковом и юношеском возрасте существует уже неизменная система ценностей, но также и нельзя сказать, что подросток живет в «ценностном хаосе». Задача школы – помочь учащимся расставить акценты в ценностных ориентациях, определить их приоритеты и тем самым помочь им в профессиональном самоопределении.

Мотивы и цели более подвижны, чем ценности. Поэтому профориентационная работа в школе должна быть направлена на развитие интересов, корректировку ценностей, мотивов и формирование целей. В этом контексте большая роль в профориентационной работе должна отводиться изучению личности школьника. Необходимо вовремя выявить, какими ценностными ориентациями руководствуется старшеклассник, каковы его мотивы выбора профессии, способности, профессиональные интересы.

Как справедливо считает Е.И. Головаха, профессиональная ориентация учащихся должна быть органически увязана с их ценностными ориентациями. Ведь ценности – один из главных факторов, определяющих поведение человека, его активность, направленность значимых для него действий. В ценностях воедино соединяются личное и общественное, выстраиваются предпочтения. Личное предпочтительнее, если не ввергает в противоречие, конфликт с социальной средой. Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют ее целям и интересам.

Применительно к профессиональной деятельности человека А.Д. Сазонов выделяет следующие ценности:

самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде;

авторитет в трудовом коллективе;

признание знакомых, друзей;

самосовершенствование и самовыражение – интересная работа;

применение своих знаний, умений, способностей;

творческий характер труда;

материально-практические, утилитарные ценности – хороший заработок;

должность, удовлетворяющая личность, перспектива продвижения по службе.

Главную роль при изучении мотивов выбора профессии, по мнению А.Д. Сазонова, играет их вид и характер. По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп: общая мотивировка; романтика профессий; мотивы познавательного характера; мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость профессии; ссылка на пример; немотивированный выбор. По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Особенности формирования готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи III уровня
Дети с общим недоразвитием речи – это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения грамоте. Дети с третьим уровнем недоразвитием речи, как правило, овладевают элементарными навыками чтения и письма, но при этом делают большое количество специфических ошибок, обусловленн ...

Задания, упражнения, игры для развитиям мышления
Великий А.Эйнштейн утверждал, что «фантазия важнее знания». Способность к воображению, фантазии присуща только человеку и отличает его от всех других существ. Воображение — психический процесс, сущностью которого является отражение реальной действительности в непривычных, неожиданных сочетаниях и с ...

Технология подготовки к публичным выступлениям
Считается, что впервые технология под условным названием “Домик” (“message house” –англ.) была разработана в середине 20 века американской консалтинговой компанией Бёрсон Марстеллер (Burson Marsteller) для обучения публичных представителей транснациональных корпораций. Однако, в источниках, описыва ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru