Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы

Педагогика сегодня » Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы

Страница 3

6. Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.

Прежде чем приступать к рассмотрению профессионального самоопределения как результата профориентационной работы, необходимо понять взаимосвязи основных компонентов профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение является предметом многих исследований. Отечественные психологи и педагоги рассматривают потребности человека как функцию его деятельности, считают потребности побудительной силой деятельности. А.Н. Леонтьев отмечает, что «…потребность как внутренняя сила может реализоваться только в деятельности».

Потребности в самом общем значении определяются как нужда в какой-либо ценности, как тяготение к определенному объекту или процессу деятельности, как переживание неудовлетворенности и недостатка, как стремление заполнить этот недостаток.

По мнению ряда исследователей (Ф.Н. Гоноболин, Г.И. Щукина, О.В. Еремкина), одним из значимых компонентов профессионального самоопределения является развитие интересов учащихся в различных сферах профессиональной деятельности. Интерес к профессии занимает центральное место в процессе профессионального самоопределения личности. Существует множество психолого-педагогических подходов к рассмотрению интереса.

Для нас важен подход к рассмотрению интересов Ф.Н. Гоноболина, который связывает интересы и склонности с потребностями. Он говорит, что потребность и интересы служат источником активности личности, т.е. ее стремление к деятельности в целях удовлетворения этих потребностей и интересов, возникнув на основе потребностей, сами могут служить причиной появления новых потребностей и склонностей. «На основе потребностей у людей возникают интересы и склонности. Под интересом понимается стремление человека обращать на что-то внимание, познавать какие-либо предметы и явления. Стремление к какой-либо деятельности называют склонностью».

Б.М. Теплов указывал на то, что потребности являются исходными, но не единственными и не основными мотивами человеческой деятельности. На основе потребностей в процессе общественной жизни создаются интересы человека, которые выступают как мотивы его деятельности.

Потребности и интересы являются условиями для дальнейшего формирования ценностных ориентаций. «Планируя свое будущее, намечая конкретные события, – планы и цели, человек исходит, прежде всего, из определенной иерархии ценностей, представленной в его сознании. Ориентируясь в широком спектре социальных ценностей, индивид выбирает те из них, которые наиболее тесно увязаны с его доминирующими потребностями. Предметы этих потребностей, будучи осознанными личностью, становятся ее ведущими жизненными ценностями». Именно иерархия ценностей, их приоритет, а не их палитра оказывает решающее влияние на формирование индивидуальных ценностных ориентаций. «Но необходимо учитывать, что ценностные аспекты, как общественные, так и личные, являются более обобщенными и обычно созревают более позже, чем интересы и способности».

Ценности, в свою очередь, задают мотив. «Ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей, которые являются одним из источников мотивации деятельности». Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило учащегося избрать данный вид труда. Это дает возможность выяснить отношение личности к ценностям.

Исследователи А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, К.К. Платонов, Д.Н. Узнадзе рассматривают мотивационную сферу как связующее звено в профессиональной деятельности, которое обуславливает целенаправленный, сознательный характер действий человека.

Мотив (от лат. movere – приводить в движение) можно определить как материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет себя на деятельность или поступок, ради которого они осуществляются. Деятельность всегда имеет мотив («немотивированная» деятельность – эта та, мотив которой скрыт от самого субъекта или наблюдателя). В.С. Мерлин определяет мотив как побуждение к конкретному действию в конкретных обстоятельствах.

В работах П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова дается психологический анализ структуры деятельности как динамической системы действий, складывающейся и реорганизующейся под управляющим влиянием сложного взаимодействия образа результата с мотивационным компонентом деятельности. Любая деятельность есть система действий, отвечающих определенному мотиву. Именно мотив – это главное, что отличает одну деятельность от другой, определяет ее специфическое качество.

Помимо функции побуждения и направления деятельности, мотив выполняет также смыслообразующую функцию, сообщая определенный личностный смысл целям. От того, каким мотивом побуждается деятельность, нередко зависит ее эффективность и качественные особенности протекания. Сам мотив, как правило, не осознается. Он может проявляться в эмоциональной окраске тех или иных объектов или явлений, в форме отражения их личностного смысла.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Особенности народного промысла
Дымковская игрушка. Среди современных русских глиняных игрушек самой большой известностью и популярностью пользуется дымковская (в прошлом вятская) игрушка. Это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому ф ...

Что такое "рейтинг" и как построить рейтинговую систему оценок
Так что же такое "рейтинг", и каковы общие принципы построения рейтинговых систем оценивания? Слово "рейтинг" происходит от английского "to rate" (оценивать) и "rating" (оценка, оценивание). Рейтинг – оценка, некоторая численная характеристика какого-либо кач ...

Применение решебников в учебной практике
В последние десятилетия в связи с облегчением процесса книгоиздательства и развитием информационных технологий значительно возросли объем и доступность учебной информации. Никогда ранее не появлялось столько книг, содержащих решения задач к стандартным задачникам, диктантов, сочинений, рефератов и ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru