Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы

Педагогика сегодня » Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы

Страница 2

И только в 70-х годах профессиональная ориентация в нашей стране была реабилитирована. Она восстановлена благодаря трудам знаменитого психолога Е.А. Климова. Именно он всерьез занялся теоретическими и методическими основами профессиографии и выбора профессии. Климовская классификация профессий до сих пор служит фактическим стандартом в России (типы профессий по предмету труда: «человек», «техника», «знаковая система», «художественный образ», «природа»; популярная методика ДДО для выявления профессиональных интересов и др.).

Всьмидесятые годы ознаменовались появлением центров профориентации молодежи в большинстве крупных городов СССР. Это были специализированные межотраслевые научно-методические центры, которые управлялись и финансировались Министерством образования и Министерством труда. Центры профориентации объединяли высококвалифицированных специалистов, решавших практические задачи.

Распад государства и изменение политики в начале 90-х годов привело к тому, что проблема профориентации молодежи стала игнорироваться. В связи с переходом на рыночную экономику государство отказалось от планирования и гарантий в сфере образования и трудоустройства своих граждан, появилась безработица, была создана государственная служба занятости. Основной акцент был направлен не на профориентационную работу, а на содействие в трудоустройстве. В середине 90-х годов в школах стали появляться профильные классы. В профориентационную работу в школе стали все более активно включаться средние и высшие профессиональные учебные заведения, заинтересованные в получении достойного пополнения студенческих рядов. Однако нужно, вместе с тем, признать, что деятельность по активизации профориентационной работы в школе в данных условиях находится лишь в начальной стадии. Все еще нет единой системы – есть только отдельные ее звенья и во многих случаях спонтанно возникающие элементы.

Психологический словарь определяет, «профессиональную ориентацию (профориентацию) как систему мер, направленную на оказание помощи молодежи в выборе профессии». Она по своей сути представляет собой систему мероприятий, направленных на формирование у молодежи профессионального самоопределения, готовности к сознательному и обоснованному выбору профессии в соответствии со своими интересами, желаниями, склонностями, способностями и с учетом имеющихся общественных потребностей в специалистах различного профиля.

В этой связи важное значение принимают определение основных понятий: «профессия» и «специальность».

Профессия (от лат. professio. – объявляю своим делом), род трудовой деятельности человека, занятий, требующий определенной подготовки и служащий источником существования. В каждом конкретном случае наименование профессии определяется характером и содержанием работы, применяемыми орудиями или предметами труда. Наряду с родовым понятием «профессия» существует видовое понятие «специальность».

Специальность (лат. specialis – особенный) – это комплекс приобретенных путем специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии. Таким образом, понятие специальность характеризует дифференциацию трудовой деятельности в пределах профессии.

В настоящее время система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям:

1. Профессиональное просвещение, включающее проинформацию, профпропаганду и профагитацию.

2. Профессиональная диагностика – изучение личности школьника в целях профориентации. В процессе профдиагностики изучают характерные особенности личности: потребности, ценностные ориентации, интересы, способности, склонности, мотивы, профессиональную направленность.

3. Профессиональная консультация имеет целью установление соответствия индивидуальных личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии.

4. Профессиональный отбор, как правило, осуществляется вне школы в специальных лабораториях и по преимуществу к тем профессиям, которые связаны с условиями максимальной трудности. Цель профессионального отбора – выявление пригодности человека к конкретному труду.

Следует различать профотбор от профподбора. При проведении профотбора подбирают наиболее соответствующую данной профессии личность, т.е. идут от профессии к личности, а при профподборе подбирают соответствующую данной личности профессию, т.е. идут от личности к профессии.

5. Социально-профессиональная адаптация представляет собой активный процесс приспособления молодого человека к новому социальному окружению, условиям труда и особенностями конкретной специализации. Успешность профессиональной адаптации – один из главных критериев правильного выбора профессии, оценка эффективности всей профориентационной работы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста
С 1992-1996 г. я обучалась в Лениногорском педагогическом училище на художественно-графическом отделении. В течение всей учебы занималась творческой деятельностью. Именно в училище мне привили большой интерес к художественно-творческой деятельности, научили понимать искусство и красоту окружающего ...

Психологические особенности организации взаимодействия младших школьников
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить и ...

Лидерство как социально-психологический феномен
В обществе развивающейся рыночной экономики успех во многом зависит от умения работать в условиях конкуренции: быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию и на ее основе прогнозировать дальнейший ход событий, принимать адекватные решения и действовать согласно им. Поэтому ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru