Первую серию эксперимента проводили со II группой в следующей последовательности: в течение восьми месяцев на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях, и в повседневной деятельности велась коррекционная работа, основанная на организации театральных игр, в тесном сочетании с логопедическими методами.
Вторая серия эксперимента с I группой предусматривала: преодоление общего недоразвития речи у детей традиционными логопедическими методами, иными словами – эта группа лишалась возможности «играть в театр».
Все занятия со II группой мы условно разделили на три этапа:
I этап – Разминка (1 – 30 октября)
Этот этап решает следующие задачи:
переключает внимание детей на процесс творческих занятий;
снимает психофизическое напряжение;
развивает слуховую и зрительную координацию;
формирует фонематический слух;
вырабатывает длительную направленную воздушную среду;
развивает мелкую и общую моторику;
укрепляет лицевую мускулатуру;
активизирует работу мышц губ и языка;
II этап – Учебная часть (1 ноября – 30 декабря).
Основная задача данной части – формирование речевых и неречевых процессов и функций у детей с общим недоразвитием речи в процессе обучения театральным играм. Кроме того, параллельно решается следующие задачи:
раскрытие возможностей, способностей и талантов самого ребенка;
развитие наблюдательности, творческой фантазии и воображения, внимания и эмоциональной памяти, ассоциативного и образного мышления, чувства ритма;
Темы учебной части очень многообразны и объемны:
1. «Я в окружающем мире»;
«Я наблюдаю мир»;
«Я слышу мир»;
«Я осязаю и обоняю мир»;
2. «Мир вокруг меня»;
«Мир природы: растения, животные, рыбы, птицы»;
3. «Времена года»;
4. «Кто рядом со мной»;
«Знакомые и незнакомые»;
«Маленькие и взрослые»;
5. «Знакомство с миром предметов»;
«Предметы принадлежащие мне»;
«Предметы в моем доме»;
6. «Мир художественных произведений»;
«Мир фольклора (прибаутки, песенки, потешки, припевки, колыбельные)»;
«Мир художественных произведений (стихотворения, рассказы, сказки, басни)»;
III этап – Творческая часть (1 января – 30 мая)
Данный этап имеет несколько вариантов:
беседы об искусстве;
обсуждение спектаклей, выставок;
репетиция готовящихся спектаклей;
выполнение специальных творческих заданий (импровизаций);
Результаты работы мы отразили в сравнительных таблицах и графиках.
В октябре средний показатель развития по всем разделам составил:
в I группе (контрольной) – 1,5 балла
во II группе (экспериментальной) – 1,5 балла
На начало эксперимента мы имели примерно равные результаты речевого развития детей:
контрольная гр. |
экспериментальная гр. | |
высокий уровень |
- |
- |
средний уровень |
5 |
5 |
низкий уровень |
7 |
7 |
общий балл |
1,5 |
1,5 |
В мае мы получили следующие результаты:
высокий |
3 |
7 |
средний |
6 |
3 |
низкий |
3 |
2 |
общий балл |
1,8 |
2,9 |
На основании анализа полученных данных и, исходя из предполагаемой гипотезы, мы пришли к выводу:
Материалы о воспитании и обучении:
Сравнительный анализ исследования процесса чтения
Анализ результатов исследования характера чтения слогов, слов, предложений и текста позволяет заключить, что у школьников с дислексией имеются значительные трудности в овладении техникой чтения. У 60% школьников чтение является побуквенным, а у 40% школьников – послоговым. У нормально развивающихся ...
Построение отрезков, заданных алгебраическим способом
Можно рассмотреть случаи построения отрезков, определенных следующими формулами: , где , где - натуральные числа; (построение четвёртого пропорционального к трём данным); ; ; где . Учитель предлагает учащимся методику построения данных отрезков, а учащиеся должны доказать, что построенный отрезок - ...
Технические приёмы, применяемые при игре в защите
Техника игры рассматривается как комплекс специальных приемов и способов, необходимых волейболисту для успешного участия в игре, На каждом этапе развития она является средством ведения спортивной борьбы, дающим возможность игроку в рамках правил решать конкретные тактические задачи в различных игро ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.