Анализ результатов формирующего эксперимента

Страница 1

В формирующем эксперименте принимали участие ранее обследованные дети логопедических групп. Были сформированы экспериментальная и контрольная группы.

Специально организованная работа проводилась в период с 01.10.2010 по 30.05.2011г. по программе «Речь+театр». Данная программа разрабатывалась и адаптировалась коллективом специалистов (Сидорова М.Н. - музыкальный руководитель, Кузакова Е.В. - учитель-логопед, Комарова О.В. - воспитатель) МДОУ «Детский сад №58 комбинированного вида» города Междуреченска Кемеровской области на основании использования методик Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Т.И. Гризик.

Цели формирующего эксперимента: определить возможности театральных игр оказывать влияние на преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.

Задачи эксперимента: определить возможности использования театральных игр в процессе формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В театральных играх есть сюжетный замысел и ролевые действия. Одна из ведущих ролей в них принадлежит логопеду. Дети в начале являются зрителями: они не могут сразу в полном объеме овладеть творческим процессом, необходимым для участия в театральных играх.

Речь логопеда на этом этапе служит образцом для подражания. Дети наблюдают, как логопед говорит, действует за персонажей, имитирует ролевые движения. Стараются чувствовать интонации, особенно построенные на контрастах. Особое внимание при этом уделяется анализу сюжета игры, разбору действий и поступков героев, уточнению знаний о предметах, явлениях, их назначении, сравнительным характеристикам героев, выявлению отличительных признаков предметов, которые «оживают» в театральных играх, различению их цвета, формы, величины.

Постепенно творческая активность детей возрастает. Логопед организует различные упражнения. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои. Они пытаются имитировать ролевые движения, наблюдают друг за другом, стараются все лучше и лучше играть роль. Полезно использовать любые моменты в жизни группы для упражнений в различном интонировании слов (радостно, удивленно, грустно, тихо, громко, быстро, медленно). Так у детей развивается мелодико – интонационная выразительность, плавность речи.

В театральных играх используется музыка, которая подчеркивает характер героев и помогает детям имитировать движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения. Движения могут сопровождаться репликами, стихами, пением.

От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, «входят в образ», овладевают средствами выразительности. У многих развивается творческая самостоятельность в передаче образа. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры. Логопед остается активным ее участником, своими пояснениями он направляет внимание детей на те предметы и явления, которые надо уточнить, закрепить в детском сознании.

Речь у ребенка возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок не достаточно, она возникает только при условии общения ребенка с взрослым. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми: родителями, воспитателями, сверстниками. Основным способом контакта ребенка со всеми является - игра. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Она знакома детям и близка, в состоянии игры – они чувствуют себя спокойно, комфортно. Кроме того, игра необходима им, чтобы дать выход избыточной энергии, реализовать инстинкт подражания, для тренировки навыков, необходимых в серьезных делах, для удовлетворения потребности в отдыхе и разрядке, как реализации стремления к общению, компенсации побуждений, невыполнимых в реальной жизни желаний. Театральные игры – это наиболее любимые детьми виды игр. Они заключают в себе огромный потенциал для развития детской речи. Они обладают способностью через творческое перевоплощение закреплять навыки правильной речи и приобретать свободу речевого общения. В таких играх дети – «артисты» учатся непринужденно говорить и действовать, исполняя выученные роли. При разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи. Становясь «взрослыми» во время игры, они обретают уверенность речевого общения. Благодаря театральным играм дети овладевают навыком построения грамматически оформленного предложения – что является кульминационным процессом формирования речи при ее недоразвитии. Отсюда и возникает вопрос – разработать методику использования театральных игр, направленную на преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Системе учебных заданий по обучению решения неравенств младших школьников
Учебные задания являются основным средством организации учебной деятельности учащихся. В них находят отражение цели, содержание, методы и формы обучения. Задания непосредственно выходят на ученика, обусловливая характер его учебных действий. Поэтому содержание, формулировка и система учебных задани ...

Речевой этикет как неотъемлемая часть общения
а) Сущность и назначение речевого этикета Этикет по происхождению французское слово (etiquette). Первоначально оно обозначало товарную бирку, ярлык, а затем так стали называть придворный церемониал. Наряду с этим словом для обозначения правил, определяющих порядок какой-либо деятельности, используе ...

Анализ результатов экспериментальной работы по развитию речи младших школьников при работе с малыми фольклорными жанрами
Под задачами констатирующего эксперимента мы рассматривали следующие положения: диагностика учащихся двух классов; выявление уровня развития речи младших школьников; сравнение результатов, подведение итогов; разработка методик для дальнейшего формирующего этапа. На основе результатов, полученных на ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru