автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания большого количества речевого материала.
Чтобы выявить уровни формирования речевых и неречевых процессов у детей с ОНР, было проведено экспериментальное исследование на базе МДОУ «Детский сад №58 комбинированного вида» города Междуреченска Кемеровской области. В эксперименте принимали участие дети двух старших групп. Возраст 5–6 лет (первый год обучения). В каждой из групп по 10 детей:
в контрольной группе - 5 девочек и 5 мальчиков;
в экспериментальной группе - 4 девочки и 6 мальчиков.
Исследование было направлено на определение уровня сформированности звукопроизносительной, просодической стороны речи, состояние словарного запаса, уровень усвоения грамматических категорий, компонентов связной речи, произвольность общей и мелкой моторики, состояние психических процессов у дошкольников на начало обследования.
Цель исследования: определить возможности использования театральных игр в процессе формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Исследование проводилось в период с 01.10.2010 г. по 30.05.2011 г. совместно с воспитателями, инструктором по физическому воспитанию, психологом, музыкальным руководителем.
Методы исследования:
Изучение и анализ медицинской документации;
Констатирующий эксперимент;
Формирующий эксперимент;
Контрольный эксперимент;
Статистическая и графическая обработка данных эксперимента;
Анализ и обобщение результатов эксперимента;
Качественный и количественный анализ результатов эксперимента;
Наблюдение.
При выборе комплекса заданий использовались следующие принципы:
методика должна преподноситься детям в определённой системе и последовательности;
содержание и объём методики должны соответствовать возрасту детей;
при диагностике должны применяться наглядность и игровые приёмы.
Технология экспериментального исследования по выявлению уровня формирования речевых и неречевых процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР:
1 Обследование сохранной стороны общей и мелкой моторики:
Критерии оценки обследования пальцевой моторики:
1 балл – не справился с заданием;
2 балла – неуверенность в выполнении, нарушение последовательности движений;
3 балла - справился с заданием.
2 Обследование звукопроизношения:
Цель: Выявить все ли группы звуков, твёрдые и мягкие варианты фонем, употребляет ребёнок в речи; выявить на материале слогов, слов, предложений и текстов характер и вид нарушения звукопроизношения.
Обследование звукопроизносительной стороны речи проводилось с использованием картинного материала, при помощи отраженного проговаривания слов и предложений с включением обследуемой группой звуков, беседы с ребенком Нарушений при произнесении гласных звуков выявлено не было.
3 Обследование сформированности просодической стороны речи:
Для исследования сформированности просодической стороны речи предлагалось выполнить ряд упражнений с использованием разнообразных движений речевой ритмики, сопровождающихся произнесением простого, достаточного, в том числе и в звуковом отношении, речевого материала.
Критерии оценки:
1 балл – задания не выполняются даже после обучающего эксперимента;
2 балла – здания выполняются в замедленном темпе, неуверенно, с ошибками;
3 балла – все задания выполняются правильно.
4 Обследование фонематического слуха и фонематического восприятия:
Цель: выявить уровень развития фонематического слуха и уровень сформированности фонематического восприятия; определить степень готовности к овладению грамотой.
Критерии оценки выполнения заданий детьми:
3 балла – задание выполнил самостоятельно, правильно.
2 балла – задание выполнил правильно только после помощи взрослого.
1 балл – задание выполняется неправильно даже после повторной помощи взрослого.
5 Обследование импрессивного и экспрессивного словаря:
Критерии оценки:
1 балл – затрудняется в выполнении задания;
2 балла – наблюдаются смысловые замены и замены близких в фонетическом оформлении слов;
3 балла – наблюдаются смысловые замены;
4 балла – в ответах отмечается замедленность, неуверенность;
5 баллов – все задания выполняются правильно;
6 Обследование грамматического строя
Цель: выявить грамматические конструкции, используемые ребенком в самостоятельной речи; определить уровень понимания грамматических категорий.
Критерии оценки:
3 балла – задание выполнил самостоятельно, правильно.
Материалы о воспитании и обучении:
Особенности формирования личности у детей с речевыми нарушениями
Развитию личности детей с различными дефектами речи посвящен ряд работ Л.С. Выготского, Т.А. Власовой, В.И. Селиверстова, Р.Е. Левиной и других. Согласно их исследованиям дефекты развития речи – это общее понятие, включающее практически все отклонения в речевом развитии. Нарушения речи могут в разн ...
Воспитание в коллективе
Понятие «коллектив» в педагогике – объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков. - Общая социально значимая цель. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции ...
Рисование
1. Следить за правильной посадкой детей при рисовании. 2. Учить различать и правильно использовать цвета и оттенки. Закреплять навыки работы с акварелью. Продолжать учить смешивать краски для получения новых оттенков. 3. Учить выбирать формат бумаги в соответствии с задуманным сюжетом. 4. Учить дет ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.