Театральные игры как средство формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с ОНР

Педагогика сегодня » Театральные игры как средство формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи » Театральные игры как средство формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с ОНР

Страница 3

автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания большого количества речевого материала.

Чтобы выявить уровни формирования речевых и неречевых процессов у детей с ОНР, было проведено экспериментальное исследование на базе МДОУ «Детский сад №58 комбинированного вида» города Междуреченска Кемеровской области. В эксперименте принимали участие дети двух старших групп. Возраст 5–6 лет (первый год обучения). В каждой из групп по 10 детей:

в контрольной группе - 5 девочек и 5 мальчиков;

в экспериментальной группе - 4 девочки и 6 мальчиков.

Исследование было направлено на определение уровня сформированности звукопроизносительной, просодической стороны речи, состояние словарного запаса, уровень усвоения грамматических категорий, компонентов связной речи, произвольность общей и мелкой моторики, состояние психических процессов у дошкольников на начало обследования.

Цель исследования: определить возможности использования театральных игр в процессе формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Исследование проводилось в период с 01.10.2010 г. по 30.05.2011 г. совместно с воспитателями, инструктором по физическому воспитанию, психологом, музыкальным руководителем.

Методы исследования:

Изучение и анализ медицинской документации;

Констатирующий эксперимент;

Формирующий эксперимент;

Контрольный эксперимент;

Статистическая и графическая обработка данных эксперимента;

Анализ и обобщение результатов эксперимента;

Качественный и количественный анализ результатов эксперимента;

Наблюдение.

При выборе комплекса заданий использовались следующие принципы:

методика должна преподноситься детям в определённой системе и последовательности;

содержание и объём методики должны соответствовать возрасту детей;

при диагностике должны применяться наглядность и игровые приёмы.

Технология экспериментального исследования по выявлению уровня формирования речевых и неречевых процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР:

1 Обследование сохранной стороны общей и мелкой моторики:

Критерии оценки обследования пальцевой моторики:

1 балл – не справился с заданием;

2 балла – неуверенность в выполнении, нарушение последовательности движений;

3 балла - справился с заданием.

2 Обследование звукопроизношения:

Цель: Выявить все ли группы звуков, твёрдые и мягкие варианты фонем, употребляет ребёнок в речи; выявить на материале слогов, слов, предложений и текстов характер и вид нарушения звукопроизношения.

Обследование звукопроизносительной стороны речи проводилось с использованием картинного материала, при помощи отраженного проговаривания слов и предложений с включением обследуемой группой звуков, беседы с ребенком Нарушений при произнесении гласных звуков выявлено не было.

3 Обследование сформированности просодической стороны речи:

Для исследования сформированности просодической стороны речи предлагалось выполнить ряд упражнений с использованием разнообразных движений речевой ритмики, сопровождающихся произнесением простого, достаточного, в том числе и в звуковом отношении, речевого материала.

Критерии оценки:

1 балл – задания не выполняются даже после обучающего эксперимента;

2 балла – здания выполняются в замедленном темпе, неуверенно, с ошибками;

3 балла – все задания выполняются правильно.

4 Обследование фонематического слуха и фонематического восприятия:

Цель: выявить уровень развития фонематического слуха и уровень сформированности фонематического восприятия; определить степень готовности к овладению грамотой.

Критерии оценки выполнения заданий детьми:

3 балла – задание выполнил самостоятельно, правильно.

2 балла – задание выполнил правильно только после помощи взрослого.

1 балл – задание выполняется неправильно даже после повторной помощи взрослого.

5 Обследование импрессивного и экспрессивного словаря:

Критерии оценки:

1 балл – затрудняется в выполнении задания;

2 балла – наблюдаются смысловые замены и замены близких в фонетическом оформлении слов;

3 балла – наблюдаются смысловые замены;

4 балла – в ответах отмечается замедленность, неуверенность;

5 баллов – все задания выполняются правильно;

6 Обследование грамматического строя

Цель: выявить грамматические конструкции, используемые ребенком в самостоятельной речи; определить уровень понимания грамматических категорий.

Критерии оценки:

3 балла – задание выполнил самостоятельно, правильно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Профессиональные качества
Педагог не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога: высокая гражданская ответственность и социальная активность; лю ...

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения
Проект = комплексное обучение детей в ситуациях приближенных к жизни. 1. Признаки проектной деятельности в ситуативно-ориентированном подходе. Проектная деятельность - ориентируется на потребности, интересы, желания и проблемы детей; - проводится в рамках темы разработанной вместе с детьми; - напра ...

Понятие личности в психологической литературе
В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и другими. В чём же состоит специфика изучения личности в рамках психоло ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru