Театральные игры как средство формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с ОНР

Педагогика сегодня » Театральные игры как средство формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи » Театральные игры как средство формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с ОНР

Страница 3

автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания большого количества речевого материала.

Чтобы выявить уровни формирования речевых и неречевых процессов у детей с ОНР, было проведено экспериментальное исследование на базе МДОУ «Детский сад №58 комбинированного вида» города Междуреченска Кемеровской области. В эксперименте принимали участие дети двух старших групп. Возраст 5–6 лет (первый год обучения). В каждой из групп по 10 детей:

в контрольной группе - 5 девочек и 5 мальчиков;

в экспериментальной группе - 4 девочки и 6 мальчиков.

Исследование было направлено на определение уровня сформированности звукопроизносительной, просодической стороны речи, состояние словарного запаса, уровень усвоения грамматических категорий, компонентов связной речи, произвольность общей и мелкой моторики, состояние психических процессов у дошкольников на начало обследования.

Цель исследования: определить возможности использования театральных игр в процессе формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Исследование проводилось в период с 01.10.2010 г. по 30.05.2011 г. совместно с воспитателями, инструктором по физическому воспитанию, психологом, музыкальным руководителем.

Методы исследования:

Изучение и анализ медицинской документации;

Констатирующий эксперимент;

Формирующий эксперимент;

Контрольный эксперимент;

Статистическая и графическая обработка данных эксперимента;

Анализ и обобщение результатов эксперимента;

Качественный и количественный анализ результатов эксперимента;

Наблюдение.

При выборе комплекса заданий использовались следующие принципы:

методика должна преподноситься детям в определённой системе и последовательности;

содержание и объём методики должны соответствовать возрасту детей;

при диагностике должны применяться наглядность и игровые приёмы.

Технология экспериментального исследования по выявлению уровня формирования речевых и неречевых процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР:

1 Обследование сохранной стороны общей и мелкой моторики:

Критерии оценки обследования пальцевой моторики:

1 балл – не справился с заданием;

2 балла – неуверенность в выполнении, нарушение последовательности движений;

3 балла - справился с заданием.

2 Обследование звукопроизношения:

Цель: Выявить все ли группы звуков, твёрдые и мягкие варианты фонем, употребляет ребёнок в речи; выявить на материале слогов, слов, предложений и текстов характер и вид нарушения звукопроизношения.

Обследование звукопроизносительной стороны речи проводилось с использованием картинного материала, при помощи отраженного проговаривания слов и предложений с включением обследуемой группой звуков, беседы с ребенком Нарушений при произнесении гласных звуков выявлено не было.

3 Обследование сформированности просодической стороны речи:

Для исследования сформированности просодической стороны речи предлагалось выполнить ряд упражнений с использованием разнообразных движений речевой ритмики, сопровождающихся произнесением простого, достаточного, в том числе и в звуковом отношении, речевого материала.

Критерии оценки:

1 балл – задания не выполняются даже после обучающего эксперимента;

2 балла – здания выполняются в замедленном темпе, неуверенно, с ошибками;

3 балла – все задания выполняются правильно.

4 Обследование фонематического слуха и фонематического восприятия:

Цель: выявить уровень развития фонематического слуха и уровень сформированности фонематического восприятия; определить степень готовности к овладению грамотой.

Критерии оценки выполнения заданий детьми:

3 балла – задание выполнил самостоятельно, правильно.

2 балла – задание выполнил правильно только после помощи взрослого.

1 балл – задание выполняется неправильно даже после повторной помощи взрослого.

5 Обследование импрессивного и экспрессивного словаря:

Критерии оценки:

1 балл – затрудняется в выполнении задания;

2 балла – наблюдаются смысловые замены и замены близких в фонетическом оформлении слов;

3 балла – наблюдаются смысловые замены;

4 балла – в ответах отмечается замедленность, неуверенность;

5 баллов – все задания выполняются правильно;

6 Обследование грамматического строя

Цель: выявить грамматические конструкции, используемые ребенком в самостоятельной речи; определить уровень понимания грамматических категорий.

Критерии оценки:

3 балла – задание выполнил самостоятельно, правильно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Монография
Монография - это научное произволение, в котором итог всестороннего исследования, как все говорят, определенной темы или проблемы, выполненной одним или несколькими авторами. Монография, как правило, служит, как все говорят, формой публикации как бы научных результатов диссертации на соискание учен ...

Понятие и значение коллективной творческой деятельности младших школьников
Коллективное творческое воспитание – особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспи ...

Взаимосвязь познавательных способностей и личностных особенностей у старшеклассников
Познавательная способность и личностная особенность учащихся старших классов состоит в центре современной теории обучения, потому что по своей педагогической и психологической структуре и по своему месту в определение задач обучения, она включает в себя эти возможности. Познавательная способность е ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru