Театральные игры как средство формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с ОНР

Педагогика сегодня » Театральные игры как средство формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи » Театральные игры как средство формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с ОНР

Страница 2

При обучении детей средствам речевой выразительности используются любимые и знакомые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения). В начале фрагменты из сказок используются как упражнения. Детям предлагают «попросится» в теремок так, как просились лягушка или медведь. В следующий раз задание усложняется и один ребенок разыгрывает диалог двух персонажей (проговаривая слова и действуя за каждого). Таким образом, ненавязчиво и непринужденно дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Следует подчеркнуть, что в этих упражнениях важно для логопеда предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. Детям 6-7 лет для обучения средствам речевой выразительности предлагают более сложные упражнения, где требуется произнесение с разной интонацией (приветливо, небрежно, просяще, требовательно) самых обычных слов: возьми, принеси, помоги, здравствуй. При этом следует помнить, что интонация логопеда – образец для подражания, поэтому, прежде чем дать детям задание, следует неоднократно попробовать выполнить его самому. Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость) и способами их невербального выражения. Значение этой работы определяется тем, что без глубокого понимания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления, добиться выразительности речи трудно. Решению этой задачи способствуют задания типа «Разные настроения» (по карточкам пиктограммам), чтение произведений и просмотр кукольных спектаклей, где ярко отражены разные состояния (С. Маршак «Котята»; Л. Толстой «Лев и собачка»; Н. Носов «Живая шляпа»), прослушивание музыкальных произведений (П.И. Чайковский «Болезнь куклы»). Логопед должен быть особенно тактичным при выполнении детьми подобных заданий. Фиксация эмоциональных выражений должна проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны логопеда и никоим образом не превращаться в уроки мимики.

Особое внимание детей надо обратить на связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности (силой голоса, темпом, интонационными и логическими ударениями). Для этого можно использовать упражнение «Говорящие картинки» - рассказы по схематичным рисункам, когда их рисуют в ходе совместного обсуждения или когда один ребенок рассказывает, а другие разыгрывают роли с использованием невербальных средств выразительности. Большую пользу оказывают ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных средств выразительности. Таким образом, логопедические занятия могут включать как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие).

Итак, театральные игры – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Все вышесказанное позволяет сделать следующие выводы:

в процессе использования театральных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;

происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического;

совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;

развивается эмоционально-волевая сфера;

происходит коррекция поведения;

развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

участие в театральных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их;

Театральные игры дают возможность:

обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы детей во время занятий;

повысить речевую мотивацию;

компенсировать недостаточность фонематического слуха;

повысить скорость запоминания и улучшить речевое продуцирование;

активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, навыки связной речи, мелодико-интонационную сторону речи, темп и выразительность;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы о воспитании и обучении:

Психолого-педагогическая характеристика статуса воспитанника детского дома
Современный этап развития нашего общества характеризуется значительным притоком несовершеннолетних, в большинстве случаев сирот, в интернатные учреждения. Сиротство - это социальное понятие, которое отражает положение детей-сирот. Сиротой считается ребенок, который временно или постоянно либо лишен ...

Методы воспитания
Методы воспитания – это путь достижения заданной цели воспитания. Цели воспитания можно достигнуть различными методами. Этих методов может быть столько, сколько найдет воспитатель, сотрудничая со своими воспитанниками, опираясь на их силы, возможности и желания. Общие методы воспитания – пути, кото ...

Формирование и развитие выразительности речи через пение
Голос поддается реабилитации легче, чем слух. Можно научить пользоваться голосом полностью неслышащего ребенка, но речь его будет интонационно бедной, не окрашенной эмоционально. На ее выразительность, тембровое богатство благотворно влияет музыкальная речь, т.е. пение. Близость сенсорной основы му ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru