Театральные игры как средство формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с ОНР

Педагогика сегодня » Театральные игры как средство формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи » Театральные игры как средство формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с ОНР

Страница 2

При обучении детей средствам речевой выразительности используются любимые и знакомые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения). В начале фрагменты из сказок используются как упражнения. Детям предлагают «попросится» в теремок так, как просились лягушка или медведь. В следующий раз задание усложняется и один ребенок разыгрывает диалог двух персонажей (проговаривая слова и действуя за каждого). Таким образом, ненавязчиво и непринужденно дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Следует подчеркнуть, что в этих упражнениях важно для логопеда предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. Детям 6-7 лет для обучения средствам речевой выразительности предлагают более сложные упражнения, где требуется произнесение с разной интонацией (приветливо, небрежно, просяще, требовательно) самых обычных слов: возьми, принеси, помоги, здравствуй. При этом следует помнить, что интонация логопеда – образец для подражания, поэтому, прежде чем дать детям задание, следует неоднократно попробовать выполнить его самому. Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость) и способами их невербального выражения. Значение этой работы определяется тем, что без глубокого понимания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления, добиться выразительности речи трудно. Решению этой задачи способствуют задания типа «Разные настроения» (по карточкам пиктограммам), чтение произведений и просмотр кукольных спектаклей, где ярко отражены разные состояния (С. Маршак «Котята»; Л. Толстой «Лев и собачка»; Н. Носов «Живая шляпа»), прослушивание музыкальных произведений (П.И. Чайковский «Болезнь куклы»). Логопед должен быть особенно тактичным при выполнении детьми подобных заданий. Фиксация эмоциональных выражений должна проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны логопеда и никоим образом не превращаться в уроки мимики.

Особое внимание детей надо обратить на связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности (силой голоса, темпом, интонационными и логическими ударениями). Для этого можно использовать упражнение «Говорящие картинки» - рассказы по схематичным рисункам, когда их рисуют в ходе совместного обсуждения или когда один ребенок рассказывает, а другие разыгрывают роли с использованием невербальных средств выразительности. Большую пользу оказывают ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных средств выразительности. Таким образом, логопедические занятия могут включать как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие).

Итак, театральные игры – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Все вышесказанное позволяет сделать следующие выводы:

в процессе использования театральных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;

происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического;

совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;

развивается эмоционально-волевая сфера;

происходит коррекция поведения;

развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

участие в театральных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их;

Театральные игры дают возможность:

обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы детей во время занятий;

повысить речевую мотивацию;

компенсировать недостаточность фонематического слуха;

повысить скорость запоминания и улучшить речевое продуцирование;

активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, навыки связной речи, мелодико-интонационную сторону речи, темп и выразительность;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы о воспитании и обучении:

Роль и место раздела «Лоскутная пластика» в образовательной области «Технология»
Важный аспект трудового обучения – соединение обучения конкретному технологическому мастерству с предметной творческой деятельностью декоративно – прикладного характера. Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. Лоскут ...

История развития информационных технологий
На всех этапах развития общества ИТ обеспечивали информационный обмен между людьми, а также странами, уровень и возможности хранения, регистрации и обработки информации, т.е. являлись синтезом методов оперирования человека с информацией в интересах его сферы деятельности. В последнее время степень ...

Влияние загадок, пословиц, поговорок на развитие речи младших школьников
При определении уровня развития навыков связной речи необходимо, прежде всего, установить какие мысли и как переданы через текст. Этим и объясняются те компоненты анализа текста, которые предлагает исследователь Н.И. Жинкин: отбор слов; распределение предметных признаков в группе предложений; выдел ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru