Театральные игры как средство формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с ОНР

Педагогика сегодня » Театральные игры как средство формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи » Театральные игры как средство формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с ОНР

Страница 1

Выявлено использование театральных игр для формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с ОНРаРа

Использование театральных игр на логопедических занятиях позволяет успешно вести работу по всем этим направлениям.

Знакомя детей с содержанием художественных произведений: стихов, потешек, сказок, рассказов, мы поневоле уточняем имеющийся у ребенка словарный запас и обогащаем его. Дети не просто запоминают новые слова, но и свободно ими пользуются. Логопед показывает картинку и дает название нового предмета, объясняет происхождение данного слова, а дети повторяют его хором и индивидуально. Беседуя о характере героев, их поступках, оценивая выступления своих товарищей, дети учатся задавать разные по форме вопросы и отвечать на них. Описывая внешний вид кукол, их поступки, дошкольники подбирают названия предметов к действиям и названия действий к предметам, наречиям; эпитетов к предметам, однокоренные слова. Рассказывая о себе, своем герое, дети составляют предложения развернутого характера.

Обучение рассказыванию занимает большое место в общей системе логопедических занятий. Первые небольшие самостоятельные рассказы детей связаны со знакомой, наглядной ситуацией. «Что сделал Коля?» - спрашивает у детей логопед. «Коля взял маску лисы и надел ее».

Постепенно задания усложняются. Ребенок запоминает и совершает большее число действий, а затем точно рассказывает о последовательности их выполнения. Составление таких рассказов по демонстрируемым действиям является неотъемлемой частью работы по развитию у детей связной речи. Обучение детей описанию предметов полезно проводить в ходе выполнения продуктивных видов деятельности (изготовление атрибутов к театральным играм, рисование масок, конструирование декораций).

Театральные игры прекрасно приобщают детей к поэзии. Все дети любят стихи, с удовольствием их слушают и стараются запоминать. А игры с куклами дают возможность обратиться к народному творчеству – песенкам, шуткам, прибауткам. Очень часто логопед использует стихи для закрепления произношения каких-то звуков. Заучивание стихов развивает у детей чувство ритма, особенно если это сопровождается определенными движениями.

Очень часто, при знакомстве с персонажами будущего спектакля, логопед использует загадки. Их отгадывание активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Кроме того, загадки расширяют кругозор детей, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление.

Используя театральные игры с успехом можно решить еще одну задачу – это обучение пересказу художественных текстов. Часто применяемый пересказ в лицах; типа простой драматизации – помогает в решении этого вопроса. Обучению творческому рассказыванию способствуют игры – импровизации, где дети разыгрывают действия на основе своего личного опыта, по аналогии с услышанным.

Одним из основных направлений в преодолении общего недоразвития речи у дошкольников является освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка: «Чем выразительнее речь, тем более она, речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Таким образом, выразительность рассматривается как качественная характеристика речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

Известно, что выразительность речи формируется в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной выразительности у малышей к интонационной речевой выразительности у детей старшей группы и языковой выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать: понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонационная, лексическая и синтаксическая выразительность) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства выразительности. Для развития выразительной речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь слушателей. Привычку к выразительной публичной речи, можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией. Огромную помощь в этом могут оказать занятия по театральной деятельности. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяснятся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Критерии литературного развития
Рассмотрение процесса литературного развития под углом зрения взаимодействия его с процессом обучения выдвигает на первый план проблему критериев, или показателей, литературного развития. Самым «внешним», доступным прямому наблюдению показателем литературного развития можно считать так называемую н ...

Опыт изучения образовательных услуг и запросов их потребителей в субъекте Российской Федерации
В данной части монографии представлено описание опыта изучения образовательных услуг и запросов их потребителей в Еврейской автономной области (ЕАО), на территории которой в течение 2004-2005 гг. группой сотрудников Института комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения Росс ...

Особенности работы над выразительностью устной речи неслышащих учащихся
Анализируя проведенную работу, мы считаем необходимым отметить, что все компоненты выразительности речи необходимо формировать и закреплять систематически на всех видах речевой деятельности, музыкальных и индивидуальных занятиях, включать отдельные элементы в организационные моменты перед началом у ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru