Театральные игры как средство формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с ОНР

Педагогика сегодня » Театральные игры как средство формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи » Театральные игры как средство формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с ОНР

Страница 1

Выявлено использование театральных игр для формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с ОНРаРа

Использование театральных игр на логопедических занятиях позволяет успешно вести работу по всем этим направлениям.

Знакомя детей с содержанием художественных произведений: стихов, потешек, сказок, рассказов, мы поневоле уточняем имеющийся у ребенка словарный запас и обогащаем его. Дети не просто запоминают новые слова, но и свободно ими пользуются. Логопед показывает картинку и дает название нового предмета, объясняет происхождение данного слова, а дети повторяют его хором и индивидуально. Беседуя о характере героев, их поступках, оценивая выступления своих товарищей, дети учатся задавать разные по форме вопросы и отвечать на них. Описывая внешний вид кукол, их поступки, дошкольники подбирают названия предметов к действиям и названия действий к предметам, наречиям; эпитетов к предметам, однокоренные слова. Рассказывая о себе, своем герое, дети составляют предложения развернутого характера.

Обучение рассказыванию занимает большое место в общей системе логопедических занятий. Первые небольшие самостоятельные рассказы детей связаны со знакомой, наглядной ситуацией. «Что сделал Коля?» - спрашивает у детей логопед. «Коля взял маску лисы и надел ее».

Постепенно задания усложняются. Ребенок запоминает и совершает большее число действий, а затем точно рассказывает о последовательности их выполнения. Составление таких рассказов по демонстрируемым действиям является неотъемлемой частью работы по развитию у детей связной речи. Обучение детей описанию предметов полезно проводить в ходе выполнения продуктивных видов деятельности (изготовление атрибутов к театральным играм, рисование масок, конструирование декораций).

Театральные игры прекрасно приобщают детей к поэзии. Все дети любят стихи, с удовольствием их слушают и стараются запоминать. А игры с куклами дают возможность обратиться к народному творчеству – песенкам, шуткам, прибауткам. Очень часто логопед использует стихи для закрепления произношения каких-то звуков. Заучивание стихов развивает у детей чувство ритма, особенно если это сопровождается определенными движениями.

Очень часто, при знакомстве с персонажами будущего спектакля, логопед использует загадки. Их отгадывание активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Кроме того, загадки расширяют кругозор детей, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление.

Используя театральные игры с успехом можно решить еще одну задачу – это обучение пересказу художественных текстов. Часто применяемый пересказ в лицах; типа простой драматизации – помогает в решении этого вопроса. Обучению творческому рассказыванию способствуют игры – импровизации, где дети разыгрывают действия на основе своего личного опыта, по аналогии с услышанным.

Одним из основных направлений в преодолении общего недоразвития речи у дошкольников является освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка: «Чем выразительнее речь, тем более она, речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Таким образом, выразительность рассматривается как качественная характеристика речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

Известно, что выразительность речи формируется в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной выразительности у малышей к интонационной речевой выразительности у детей старшей группы и языковой выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать: понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонационная, лексическая и синтаксическая выразительность) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства выразительности. Для развития выразительной речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь слушателей. Привычку к выразительной публичной речи, можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией. Огромную помощь в этом могут оказать занятия по театральной деятельности. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяснятся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Театр
Народный театр зародился в глубокой древности: в играх, сопровождающих охотничьи и земледельческие праздники, где содержались элементы перевоплощения. Народный театр органически связан с устным народным творчеством. Театрализация действия присутствует в календарных и семейных обрядах (святочные ряж ...

Формирование личности в коллективе — ведущая идея в гуманистической педагогике
Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и спос ...

Специфика преподавательской деятельности учителя истории
Преподавание истории в школе – процесс сложный и многогранный. Уроки истории обладают колоссальным воспитательным потенциалом. К сожалению, в России развитие исторической науки оставляет желать лучшего, нет четко разработанного подхода к преподаванию истории в школе и вузе. В школах с углубленным и ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru