Организация формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Педагогика сегодня » Театральные игры как средство формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи » Организация формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 3

В коррекции звукопроизношения у детей немаловажное место занимает развитие фонематического восприятия, слуховой памяти и слухового внимания. Как нельзя лучше здесь помогают театральные игры. В процессе специально организованных игр и упражнений, особенно на первом этапе, у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки (например, при прослушивании грамзаписи какой-либо сказки: шум деревьев, смех детей и т.д.). При музыкальном оформлении спектаклей дети знакомятся со звуками, которые издают различные предметы: звук переливающейся воды; газета, если ее разрывать; мяч, ударяясь об пол. На последующих занятиях, дети учатся различать высоту, силу, тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания, слова. Прекрасно можно решить эту задачу, инсценируя сказку «Три медведя»; произнося соответствующие реплики и звукоподражания то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Заучивая ролевые тексты, диалоги, дети параллельно учатся различать слова, близкие по звуковому составу, а так же различные фонемы родного языка. Важнейшая роль в представлениях принадлежит музыке, она способствует, более эмоциональному восприятию содержания, содействует сопереживанию ребенком художественных образов, вызывает смену разнообразных чувств и соответствующих им ответных реакций детей. Музыка помогает передать характер персонажа. Мелодией можно побуждать детей к имитации движений. Ребенок, ритмично ударяя в бубен, показывает, как идет медведь, прыгают зайцы. И наоборот, слушая музыку, ребенок угадывает сказочного героя, тем самым развивая свой фонематический слух. В большинстве случаев в ходе театральных игр чередуются разговорная речь, стихи, музыка, песня. Последовательность этих моментов – непрерывная, плавная. Музыка на логопедических занятиях сопровождает движения и при этом благотворно влияет на их качество: выразительность, ритмичность, четкость, плавность, слитность. Движения персонажа с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, воспитывают временную ориентировку – способность двигаться в рамках определенного времени, согласовывая свои движения в соответствии с различным метроритмическим строением музыкального произведения. Метроритмическая пульсация, с которой связаны движения детей, вызывает согласованную реакцию всего организма ребенка (дыхательной, сердечной, мышечной деятельности), а так же эмоционально-положительное состояние психики. Все это способствует общему оздоровлению организма. Для достижения хороших результатов очень важна совместная работа музыкального руководителя и логопеда. Она заключается в составлении общего плана работы по данному разделу, в поддержании постоянного контакта, обсуждении деталей работы, анализе ситуаций, которые могут возникнуть в ходе постановок. Весь материал, намеченный в перспективном плане, размещается в календарном плане, и входит в содержание регулярных музыкальных занятий (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные).

Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни. Это имеет важное значение в общении с взрослыми и детьми, формировании личностных качеств, а в дальнейшем – для обучения в школе.

Работа по развитию связной речи ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, развитие диалогической речи, разучивание стихотворений, отгадывание загадок.

Несмотря на различную природу дефектов, у всех детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности.

Исследования В.П.Глухова выявили у детей с ОНР особенности воображения, игровой деятельности, рисования, конструирования, которые проявляются в инертности, быстрой истощаемости комбинаторных функций, недостаточности пространственного оперирования образами. В процессе самостоятельных игр и занятий у дошкольников наблюдаются некоторые особенности эмоционально-волевой сферы. Специфическими проявлениями нарушений эмоциональной сферы детей с ОНР являются негативизм, снижение наблюдательности, мотивации, самоконтроля, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, затруднения в общении с окружающими.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы о воспитании и обучении:

Медико-физиологическая характеристика детей с умственной отсталостью
Термином «умственная отсталость» обозначают стойкое выраженное нарушение познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы. Наблюдаются тяжелые нарушения моторики, большинство из них неподвижны, страдают расстройствами урологических фу ...

Диагностика стертой формы дизартрии
Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Она часто сочетается с другими речевыми расстройствами (заиканием, общим недоразвитием речи и др.). Это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фо ...

Способность мыслить словесно-художественными образами
Методистов очень интересует учебная способность к усвоению литературы, т. е. та способность, которая формируется в процессе систематического школьного обучения и проявляется преимущественно в восприятии литературно-художественного произведения. Так В. П. Ягункова выделила такие основные компоненты ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru