Организация формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Педагогика сегодня » Театральные игры как средство формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи » Организация формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 3

В коррекции звукопроизношения у детей немаловажное место занимает развитие фонематического восприятия, слуховой памяти и слухового внимания. Как нельзя лучше здесь помогают театральные игры. В процессе специально организованных игр и упражнений, особенно на первом этапе, у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки (например, при прослушивании грамзаписи какой-либо сказки: шум деревьев, смех детей и т.д.). При музыкальном оформлении спектаклей дети знакомятся со звуками, которые издают различные предметы: звук переливающейся воды; газета, если ее разрывать; мяч, ударяясь об пол. На последующих занятиях, дети учатся различать высоту, силу, тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания, слова. Прекрасно можно решить эту задачу, инсценируя сказку «Три медведя»; произнося соответствующие реплики и звукоподражания то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Заучивая ролевые тексты, диалоги, дети параллельно учатся различать слова, близкие по звуковому составу, а так же различные фонемы родного языка. Важнейшая роль в представлениях принадлежит музыке, она способствует, более эмоциональному восприятию содержания, содействует сопереживанию ребенком художественных образов, вызывает смену разнообразных чувств и соответствующих им ответных реакций детей. Музыка помогает передать характер персонажа. Мелодией можно побуждать детей к имитации движений. Ребенок, ритмично ударяя в бубен, показывает, как идет медведь, прыгают зайцы. И наоборот, слушая музыку, ребенок угадывает сказочного героя, тем самым развивая свой фонематический слух. В большинстве случаев в ходе театральных игр чередуются разговорная речь, стихи, музыка, песня. Последовательность этих моментов – непрерывная, плавная. Музыка на логопедических занятиях сопровождает движения и при этом благотворно влияет на их качество: выразительность, ритмичность, четкость, плавность, слитность. Движения персонажа с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, воспитывают временную ориентировку – способность двигаться в рамках определенного времени, согласовывая свои движения в соответствии с различным метроритмическим строением музыкального произведения. Метроритмическая пульсация, с которой связаны движения детей, вызывает согласованную реакцию всего организма ребенка (дыхательной, сердечной, мышечной деятельности), а так же эмоционально-положительное состояние психики. Все это способствует общему оздоровлению организма. Для достижения хороших результатов очень важна совместная работа музыкального руководителя и логопеда. Она заключается в составлении общего плана работы по данному разделу, в поддержании постоянного контакта, обсуждении деталей работы, анализе ситуаций, которые могут возникнуть в ходе постановок. Весь материал, намеченный в перспективном плане, размещается в календарном плане, и входит в содержание регулярных музыкальных занятий (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные).

Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни. Это имеет важное значение в общении с взрослыми и детьми, формировании личностных качеств, а в дальнейшем – для обучения в школе.

Работа по развитию связной речи ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, развитие диалогической речи, разучивание стихотворений, отгадывание загадок.

Несмотря на различную природу дефектов, у всех детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности.

Исследования В.П.Глухова выявили у детей с ОНР особенности воображения, игровой деятельности, рисования, конструирования, которые проявляются в инертности, быстрой истощаемости комбинаторных функций, недостаточности пространственного оперирования образами. В процессе самостоятельных игр и занятий у дошкольников наблюдаются некоторые особенности эмоционально-волевой сферы. Специфическими проявлениями нарушений эмоциональной сферы детей с ОНР являются негативизм, снижение наблюдательности, мотивации, самоконтроля, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, затруднения в общении с окружающими.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы о воспитании и обучении:

Особенности народного промысла
Дымковская игрушка. Среди современных русских глиняных игрушек самой большой известностью и популярностью пользуется дымковская (в прошлом вятская) игрушка. Это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому ф ...

Образ учителя в киноповести «Ключ без права передачи»
"Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию" (Л.Н. Толстой ...

Образовательно-воспитательная среда в обучении иностранному языку
Современные концепции обучения иностранным языкам развиваются в гуманистическом направлении, которое связано с новыми подходами к определению целей, содержания и технологий обучения. Под подходом понимается доминирующая стратегия образования и воспитания, действующая в конкретный исторический перио ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru