Организация формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Педагогика сегодня » Театральные игры как средство формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи » Организация формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 2

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движения пальцев рук. В связи с этим в системе по обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении. Такие авторы, как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.И. Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей с нарушениями речи. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции рук. Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей, находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М. Кольцова). Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя и общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В. Фомина). М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Именно этим и обусловлено применение активных упражнений театрального характера. С использованием ручных кукол, кукол-перчаток, пальчиковых кукол для преодоления недоразвития речи у детей. Уже один вид «веселого человечка», который оживает и действует на глазах зрителей, вызывает большой интерес у них, создает непринужденную праздничную атмосферу, побуждает к речевому общению. Упражнения, связанные с развитием пальцев рук детей можно начинать с ясельной группы. Очень хорошую тренировку дает обыгрывание игр-потешек («Сорока-белобока», «Мальчик с пальчик»). Если упражнения вызывают у детей трудности, то логопед помогает удерживать остальные пальчики от неправильных движений. В старшей и подготовительной группе огромную радость испытывают дети, когда сами начинают управлять куклой. Работая с ней, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи. Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать. По ходу управления куклой «Петрушкой» у ребенка в работу включаются все пальцы руки: раздвинутые большой и средний пальцы, высоко поднятый прямой указательный. Логопед, показывает детям и объясняя каждое свое движение, как последовательно надевается головка куклы – на указательный палец, правая ручка куклы – на средний палец, левая ручка – на большой. Мизинец и безымянный пальцы плотно прижаты к ладони. Опыт показал, что дети быстро и с удовольствием овладевают куклами. Дети шестилетнего возраста довольно легко усваивают работу с бибабо, а пятилетним нужно давать самое простое управление куклой. Во время таких занятий необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения с куклами надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. В результате таких игр с куклами кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев на ряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение, что особенно важно для детей с общим недоразвитием речи.

Несколько слов хотелось бы сказать о влиянии театральных игр на развитие общей двигательной сферы. В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с общим недоразвитием речи.

Двигательные упражнения положительно влияют на развитие чувства ритма и темпа произношения, они являются обязательным компонентом логопедических занятий. В литературе часто встречается термин – «естественные движения». При помощи таких движений дети выражают свои эмоции, учатся ими управлять и употреблять их в нужных ситуациях. Эти движения играют важную роль в общении. Во время театральных игр происходит развитие пантомимических действий. Имитационные движения, передающие характер персонажей, помогают ребенку воспитать в себе уверенность, развивают социальные навыки. Вместе с этим формируется двигательная сфера: движения приобретают более координированный характер, возрастает скорость и ловкость выполнения заданий.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы о воспитании и обучении:

Сущность и организационные основы функционирования учебно-воспитательного коллектива
Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов. Этапы развития коллектива, где требов ...

Личность дошкольника с нормальным развитием речи
Рассматривая понятие «личность» можно сделать вывод о том, что личностью не рождаются, а становятся. С этой точкой зрения сегодня согласно большинство психологов. Однако по вопросу о том, каким законам подчиняется развитие личности, существуют различные точки зрения. Эти расхождения вызваны различн ...

Характеристика речевого материала
Исследование произношения, а именно, выразительности речи, детей с нарушенным слухом проводилось на материале слов и фраз. Мы считаем это наиболее целесообразным, так как на материале слов и фраз можно получить представление о сформированности у ребенка фонетической системы устной речи: качество пр ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru