Организация формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Педагогика сегодня » Театральные игры как средство формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи » Организация формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 1

Выявлены важнейшие условия правильной речи. Рассмотрена организация формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с ОНРаРа

В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная функция речи. При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивностью, инструкция взрослого мало организует его деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, «теряет» конечную задачу, легко отвлекается, не может затормозить побочных ассоциаций.

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая артикуляция. У детей с ОНР в момент эмоционального возбуждения речевое дыхание обычно нарушается. Оно становится поверхностным, аритмичным. Объем вдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает на произнесение целой фразы. Бывает «утечка воздуха» - речевой вдох делается носом, сразу же следует выдох, и речь становится «задавленной», так как используется остаточный воздух. Поэтому при работе с такими детьми возникает необходимость ставить и развивать речевое дыхание. Цели тренировки правильного речевого дыхания – выработка длительного плавного выдоха. При постановке речевого дыхания целесообразно приучать детей всегда делать вдох ртом, через немного приоткрытые губы. При этом язык спокойно лежит на дне рта, открывая доступ воздушной струе. Вдох при речи короткий, легкий. Выдох – длительный, плавный. Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем на короткой фразе, при чтении стихов. Для проведения данной работы очень целесообразно использование артикулирующих кукол типа «Петрушки». Под рубашкой куклы логопед распрямляет согнутый мизинец и безымянный палец – рубашка куклы приподнимается, имитируется диафрагмальный вдох перед произнесением звука; затем медленно опускает пальцы – демонстрируется плавный выдох. Одновременно кукла открывает рот, как бы артикулируя звук [а] это упражнение выполняют все вместе. Следом каждый ребенок вместе с куклой (на руке логопеда) учится правильному речевому вдоху и произношению на выдохе заданного звука. Кукла - активный участник всей работы: кивает в знак одобрения, хлопает в ладоши, подпрыгивает, радуясь успеху ребенка, хвалит: «Молодец! Отлично!». Призывает: «Кто громче? Кто лучше?». Если ребенок напряжен, поднимает плечи при выдохе, нечетко артикулирует, кукла отрицательно машет головой: «Еще поучись. Делай со мной! Делай как я! Делай лучше меня!». И на последующих занятиях ручная кукла фиксирует внимание детей на речевом выдохе, дирижирует правой рукой, подчеркивает длительность и плавность выдоха, дает оценку ответам детей, подбадривает их.

Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогают «сценки без слов». В это время логопед показывает детям пример спокойной выразительной речи, поэтому на первых порах во время занятий больше говорит сам. В «сценках без слов» присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведен к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь. Во время этих представлений используются только междометия (А! Ах! Ох! и т.д.), звукоподражание, отдельные слова, позже короткие предложения. На каждом из первых 9-10 занятий проигрывается такая «сценка», рассчитанная на 10 минут. Речевой материал ее соответствует установке занятия, на каждый гласный звук предложены маленькие сюжеты. Например, на звук [А] сценка «собака Авва». «Сценки без слов» разнообразят игровые приемы для тренировки правильного речевого дыхания, позволяют вести работу над интонационной выразительностью речи, предоставляют возможность реализовать естественную способность к перевоплощению, учат ребят двигаться и раскованно держаться.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы о воспитании и обучении:

Управление системой компьютерной информационной образовательной среды
Современное постиндустриальное общество базируется на информационных технологиях. Сейчас они - движущая сила человеческого прогресса и степень овладения ими приобретают сейчас ключевое значение для всех и каждого. Особая и очень острая проблема - соотношение российского образовательного пространств ...

Индивидуальный подход в педагогике
В человеческом обществе развитие проявляется как общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным – индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется ...

Содержание и структура правового образования в школе
Настоящая концепция отстаивает всесторонний подход к реализации идеи правового образования в школе. Оно не может быть реализовано исключительно в рамках отдельного учебного курса. Более эффективным является включение компонентов правового образования в тематику различных школьных предметов и внешко ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru