Особенности речевых и неречевых процессов у дошкольников с ОНР

Страница 2

Для нас представляет интерес педагогический подход к анализу нарушений речи у детей, получивший в последние годы широкое распространение. Это психолого-педагогическая классификация речевых нарушений. Она разработана Р.Е. Левиной и основана на выделении всех тех признаков речевой недостаточности, которые важны для осуществления единого педагогического подхода. Согласно этому подходу основанием для выделения той или иной формы нарушения речи служит единство методов их преодоления, определяемое общностью структуры дефекта. При этом первостепенное значение приобретает анализ того, какие компоненты языковых средств данные нарушения затрагивают: распространяется ли дефект на один компонент – фонетический, при котором отмечается преимущественно неправильное произношение звуков (фонем), или затрагивает ещё и фонематические процессы, когда нарушается не только устная речь, но также письмо и чтение, может иметь место недоразвитие речевой системы: произношения и различения звуков, словарного запаса и грамматического строя.

Первая группа – фонетические нарушения. Они выражаются как в дефектах произношения отдельных звуков, так и их групп без других сопутствующих проявлений. Сущность фонетических нарушений заключается в том, что у ребёнка под влиянием различных причин складывается и закрепляется искажённое артикулирование отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и не мешает нормальному развитию других её компонентов. Такие нарушения обычно не оказывают влияния на усвоение детьми школьных знаний, но могут влиять на формирование личности.

Вторая группа – фонетико - фонематические нарушения. Они выражаются в том, что ребёнок не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. Это приводит к тому, что дети недостаточно чётко овладевают звуковым составом слова и делают специфические ошибки при чтении и письме. Подобные нарушения иногда называют фонологическими.

Формирование звуковой стороны речи при нормальном её развитии происходит в двух взаимосвязанных направлениях: усвоение артикуляции звуков и усвоение системы признаков звуков, необходимых для их различения.

Каждый звук, как показали лингвистические исследования (Н. Трубецкой, Р. Якобсон, М.Галле и др.), располагает своей фонематической системой, где определённые звуковые признаки остаются несущественными (вариантами), а другие выступают как сигнальные смыслоразличительные (фонемы). Весь звуковой строй языка определяется системой противопоставлений (оппозиций), где различие даже в одном признаке изменяет смысл произносимого слова.

Дифференциация звуков речи при восприятии и при произношении осуществляется на основе выделения сигнальных признаков и отличия этих признаков от несущественных, не имеющих фонематического значения.

Третья группа – общее недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи у детей имеет разные выражения - от полного отсутствия речи или лепетного его состояния до лёгких форм нарушения речи с элементами фонетико - фонематического и лексико - грамматического недоразвития. Общее недоразвитие речи представляет собой различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности.

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Методика работы с неравенствами в системе "Школа – 2100", по программе Петерсон Л.Г
Знакомство с понятиями «столько же», «больше», «меньше» основывается на практике детей из повседневной жизни, и дети безошибочно используют эти понятия для сравнения совокупностей предметов с числом элементов, не превышающим 5. Переход к большим числам, зрительно воспринимаемым как «много», требует ...

Коллективное творческое дело как технология воспитания
Аббревиатура КТД (коллективное творческое дело) знакома практически всем людям, близким к педагогике. Обычно этот феномен — коллективное творческое дело — рассматривают в контексте педагогики общей заботы (коммунарской педагогики), где КТД — жесткая организационная форма, основанная на определенной ...

Задачи декоративного рисования в данной возрастной группе
Задачи обучения декоративному рисованию в детском саду. Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Знакомя детей с произведениями декорати ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2022 www.lavill.ru