Построение отрезков, заданных алгебраическим способом

Страница 1

Можно рассмотреть случаи построения отрезков, определенных следующими формулами:

, где

, где - натуральные числа;

(построение четвёртого пропорционального к трём данным);

;

;

где .

Учитель предлагает учащимся методику построения данных отрезков, а учащиеся должны доказать, что построенный отрезок - искомый.

Построение отрезка х=а (частный случай построения x=).

На луче ОА откладываем отрезок ОВ=3а, затем на луче ОD (этот луч выбирается произвольно) отрезок 4b, где b - какой-нибудь отрезок. Конец Е отрезка 4b соединяется с В и затем через точки на ОЕ проводятся прямые параллельные ЕВ, точка пересечения этих прямых с ОА делят отрезок ОВ на равные части, длина каждой из которых равна х=а (рис.50).

Рис.50.

Построение отрезка х=.

Проводим из общей точки О два луча ОА и ОD, и на них откладываем отрезки ОР=а, ОВ=с и ОЕ=b. Соединим точки Е и В прямой и через точку Р проводим прямую параллельную ЕВ. Пусть Q-точка пересечения этой прямой с ОD. Тогда, ОQ=х, это следует из подобия треугольников ОВЕ и ОQР. Имеем =, отсюда OQ= (рис.51).

Рис.51.

Построение отрезка х=.

На отрезке АВ=а+b, где AD=a и DB=b строим полуокружность. Проводим через D перпендикуляр к АВ.

Пусть С-точка его пересечения с окружностью, тогда СD=х. это следует из подобия треугольников АСD и СDB. Имеем: , отсюда СD==x (рис.52).

Рис.52.

Построение отрезка х=а.

На сторонах h и k угла hk откладываем отрезки ОС=1; ОА=а; ОD=1, ОВ=а. Проводим отрезок ВС и затем через точку А проводим прямую параллельную ВС. Пусть Е-точка пересечения этой прямой с лучом k, тогда ОЕ= а.

Действительно треугольники ОВС и ОЕА подобны (они имеют общий угол О и ВС║ЕА) и поэтому , или , т.е. ОЕ= а (рис.53).

Рис.53.

Рассмотрим решение нескольких задач.

Задача. Пусть a, b, c, d - данные отрезки.

Построить отрезок x, заданный формулой

.

Решение. Построение отрезка x выполняем в следующей последовательности.

1) Строим отрезок y, заданный формулой (для этого дважды выполняем построение отрезка, заданного формулой 5).

2) Строим отрезок z, заданный формулой

(построение отрезка, заданного формулой 6).

3) Строим отрезки u и v по формулам: и (построение отрезка, заданного формулой 4).

Страницы: 1 2

Материалы о воспитании и обучении:

Анализ программ по русскому языку
11 декабря 1996 года состоялась коллегия «О проблемах и перспективах развития начального образования в Российской Федерации», которая отметила, что в настоящее время в школе представлены три системы начального образования, базирующиеся на традиционной системе обучения, а также на теориях, разработа ...

Сравнительный анализ изложения темы "Геометрические построения циркулем и линейкой" в различных учебниках
Во всех действующих учебниках по геометрии задачи на построение рассматриваются как самостоятельные в конце 7 класса. Осуществляются следующие элементарные построения: деление отрезка пополам; откладывание угла, равного данному; построение биссектрисы угла; построение перпендикуляра к прямой из дан ...

Организационно-содержательные компоненты становления этнического самосознания средствами поликультурного образования
Поликультурное образование включает не только воспитание человека, но и цель, задачи и основные направления формирования личности, готовой и способной жить в современном для нее обществе. Под поликультурным образованием понимается образование, включающее приобщение подрастающего поколения к этничес ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru