Во всех действующих учебниках по геометрии задачи на построение рассматриваются как самостоятельные в конце 7 класса. Осуществляются следующие элементарные построения: деление отрезка пополам; откладывание угла, равного данному; построение биссектрисы угла; построение перпендикуляра к прямой из данной точки, не лежащей на данной прямой. В качестве метода решения задач на построение в ряде учебников рассматривается метод геометрического места точек. Этим небольшим списком круг задач на построение в учебниках для 7 класса практически исчерпывается.
В 8-9 классах встречаются задания на построение фигур по некоторым заданным элементам. Произвольные треугольники и четырёхугольники строятся по сторонам и углам. Четырёхугольники особых видов (ромбы, квадраты, прямоугольники) - по сторонам и диагоналям. Рассматриваются приёмы описывания и вписывания окружностей в треугольники и четырёхугольники.
В таблице приведён количественный анализ (процент заданий на построение) в некоторых учебниках геометрии для 7,8 классов.
Учебники |
Класс |
Всего задач в учебнике |
Из них на построение |
Процент от общего числа задач |
Александров А.Д. и др. "Геометрия 7-9" |
7 |
33 |
8 |
24 |
8 |
643 |
95 |
15 | |
Погорелов А. В. "Геометрия 7-11" |
7 |
218 |
42 |
20 |
8 |
298 |
35 |
12 | |
Смирнова И. М., Смирнов В. А. "Геометрия 7-9" |
7 |
367 |
80 |
22 |
8 |
428 |
47 |
11 | |
Шарыгин И. Ф. "Геометрия 7-9" |
7 |
288 |
51 |
18 |
8 |
387 |
45 |
12 | |
Атанасян А.С. и др. "Геометрия 7-9" |
7 |
362 |
90 |
25 |
8 |
448 |
64 |
14 |
Рассматривая подробнее эти учебники можно отметить, что в них достаточно высок процент заданий на построение. Сделав сравнительный анализ учебников можно отметить следующее.
Александров А.Д. Геометрия 7-9. Учеб. для 7-9кл. общеобразовательных учреждений.
Учебник предназначен для школ и классов с углубленным изучением математики. Преподавание геометрии здесь развивает у учащихся три качества: пространственное воображение, практическое понимание и логическое мышление.
Задачи на построения изучаются по данному учебнику в 7 классе во второй главе "Треугольники". Здесь рассматриваются следующие задачи на построение циркулем и линейкой: деление отрезка пополам, построение перпендикуляра, построение биссектрисы.
Основная цель - развить навыки решения задач на построение с помощью циркуля и линейки.
Основные задачи на построение применяются при решении задач по теме "Осевая симметрия".
Построения треугольников по трём элементам не рассматриваются отдельно в теории, а даются в виде задачного материала.
Практическая часть состоит из двух разделов: обязательного для обучения минимума и дополнительного.
Этот учебник несколько труден для усвоения учениками.
Погорелов А.В. Геометрия 7-11. Учеб. для 7-11кл. общеобразовательных учреждений.
Материалы о воспитании и обучении:
Понятие "культурное поле" и способы его формирования
Идея воспитания человека в контексте культуры достаточно глубоко разработана в трудах таких учёных, как Е.В.Бондаренко, Е.Н.Ильин, М.С.Каган, Н.И.Кияшенко, В.И.Разумный, Т.П.Малькова, В.Я.Нечаева и др. Л.А. Орнатская подчёркивает, что для правильного целостного определения сущности культуры необход ...
Мотивация к обучению
Мотивация – общее название процесса побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. Имея в виду педагога, речь идет о мотивации обучения. С позиции обучаемого речь идет о мотивации учения. Мотивация как побуждение, вызывающие активность личнос ...
Деятельность руководителя образовательного учреждения по созданию
психологического климата в педагогическом коллективе
Характеристика руководителя как субъекта управленческого труда включает важную составляющую - структуру базовых социальных ролей, которые он обязан выполнять в силу своего статусного положения. Каждая объективно предписанная и ожидаемая роль предполагает наличие у руководителя определенных способно ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.