Психолого-педагогический аспект изучения темы "Геометрические построения циркулем и линейкой"

Педагогика сегодня » Методика изучения задач на построение циркулем и линейкой в средней школе » Психолого-педагогический аспект изучения темы "Геометрические построения циркулем и линейкой"

Страница 2

Мышление ребенка сначала имеет практическую направленность. Оно возникает в форме наглядно-действенного мышления, особенностью которого является неразрывная связь с практическими действиями. Такая форма мышления является ступенью для развития других форм мышления. В частности, оно формирует такие звенья мыслительного процесса, как анализ условий задачи с точки зрения цели, сопоставление полученного результата с заданным и т.д.

С течением времени жизнь ставит перед ребенком новые, более сложные задачи, для решения которых необходимо осознание скрытых существенных связей между явлениями. Возникает новая форма мышления - наглядно-образное мышление, характеризуемое способностью манипулировать образами без практических действий.

Далее на основе практического и наглядно-образного опыта у учащихся начинает развиваться логическое мышление, которое выступает в форме абстрактных понятий и суждений

Все большее значение для подростка приобретают теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в изучаемом материале.

Надо мыслить самостоятельно, делать относительно глубокие выводы и обобщения. Интенсифицируется формирование абстрактного мышления, произвольной логической памяти, возрастает потребность логически обрабатывать материал для преднамеренного запоминания, приемы запоминания становятся более осознанными, разнообразными и гибкими.

Большое значение для развития образных форм мышления имеют задачи на построение. Создание сначала зрительного образа, а затем способа построения развивает у учащихся способность представить результат своих действий.

Умения и навыки построений с чертёжными инструментами являются решающими для развития пространственного мышления ребёнка, что доказано во множестве психологических исследований последнего полувека.

Однако до сих пор для многих характерна недооценка роли задач данного вида. Многие полагают, что для развития пространственного мышления учащихся следует регулярно пользоваться наглядными моделями геометрических объектов. Действительно, как показали психологические и педагогические исследования, наглядные изображения помогают развитию пространственных представлений, но только на ранних ступенях обучения. В дальнейшем они могут, наоборот, тормозить это развитие, поскольку не требуют, чтобы учащиеся сами видели геометрическую форму предметов, оперировали этой формой с целью её преобразования.

Для решения задачи развития пространственного мышления необходимо методически реализовать и поддержать содержательно (через посредство учебных заданий) транзитивную связь:

Задания на построение

Развитие пространственного мышления

Математическое развитие учащегося

В пользу существования такой транзитивной связи говорит ряд психологических и методических исследований, Отмечающих неоспоримую роль (во многих из них предполагается и доказывается, что эта роль ведущая) задач на построение в развитии математических способностей учащихся; в установлении преемственных связей между геометрическим содержанием отдельных образовательных звеньев, в подготовке школьников к проведению доказательств.

Подростковый возраст характеризуется интенсивным развитием интеллектуальных способностей, формированием профессиональных интересов. Подростки начинают задумываться о своей будущей профессии. В учебной деятельности их интересы перерастают с учетом способностей, практических навыков профессиональной деятельности. В способах усвоения учебного материала познавательные процессы начинают приобретать качественно иную характеристику. В мышлении проявляется способность к абстрагированию, образованию новых понятий. Устойчивый произвольный характер имеют процессы внимания, памяти, интеллектуальной работоспособности. Характерной для данного возраста является склонность к теоретизированию с проявлением признаков личностного эгоцентризма. Подросток пытается выразить свою личную позицию, своё участи в возможных изменениях этих явлений, обнаруживая своеобразный эгоцентризм юношеского мышления.

Произвольность психических процессов позволяет подростку не только накапливать определенный объем знаний по изучаемым учебным дисциплинам, но и систематизировать их с учетом ведущих интересов.

Активное внимание, устойчивая интеллектуальная работоспособность, способность к логическому осмыслению запоминаемого материала и отвлеченности мышления служат показателем уровня развития познавательных процессов в подростковом возрасте. Поэтому не случайно изучение нового предмета "Геометрия" вводится именно в этом возрасте.

Для успешного усвоения темы "Задачи на построение" способствует развитие восприятия, внимания, памяти, воображения подростка. Так к 13 годам развитие восприятия идет по линии нарастания содержания и объема, становится плановым, последовательным, всесторонним. Подросток способен к более сложному анализу и синтезу воспринимаемых предметов и явлений. Можно наблюдать развитие логического восприятия. Кроме того, подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности и поэтому внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом. Учитель может использовать эмоциональные факторы и познавательные интересы (например, без использования транспортира построить биссектрису угла, не используя деления линейки разделить отрезок пополам и т.д.).

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Проблемы одаренного ребенка в семье
Проблема воспитания одаренных детей в семье не нова, но в настоящее время особо актуальна. Ребенок – продолжение родителей, их любовь, надежда. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был здоровым и счастливым, однако, ссылаясь на нехватку времени, не может заботиться о развитии ума и души ребенка ...

Основные принципы духовного воспитания
Все изложенное можно формулировать в следующих положениях: 1. Каждый человек, будучи образом и подобием Божиим, по природе своей способен к внутреннему, опытному, непосредственному познанию Бога, то есть к вере в Бога. Религиозно неспособных людей, атеистов по природе, не существует. 2. Познание о ...

Изучение приложения производной в курсе школьной математики
Понятие непрерывной функции Остановимся на понятии непрерывной функции: функция стремится к числу при (), если разность сколь угодно мала, т.е. становится меньше любого фиксированного при уменьшении . Нахождение числа по функции называется предельным переходом. Этим названием уже пользовались, дава ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru