Школьный курс истории таджикского народа - один из важных факторов формирования познавательной способности старшеклассников

Педагогика сегодня » Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа » Школьный курс истории таджикского народа - один из важных факторов формирования познавательной способности старшеклассников

Страница 9

на выявление или объяснение причин, вызвавших изменение содержания события или понятия (Чем отличалась государственное управление в период Таджикской АССР от Таджикской ССР?).

на раскрытие особенностей влияния этого события на различные стороны общественной практики (Чем отличается Таджикская ССР от суверенной Республики Таджикистан в области системы управления?).

на определение содержания понятия в условии задачи (Какая форма управления государством существует ныне в нашей республике?).

на самостоятельное применение знаний (При демократической форме правления в Таджикской ССР кто является подлинным хозяином в республике?).

на конкретизацию понятия фактами, примерами из различных источников и ранее приобретенным исторических знаний (различия и сходства Республики Таджикистан, республики в Пскове на территории Древней Руси, Республики в Древнем Риме и Древней Греции) и т.д.

Диссертантом была выяснено, что для формирования и развития познавательных способностей также важную роль играют событийно - проблемные задачи, в основе которых лежит противоречие. Чтобы ответить на вопрос проблемной задачи «почему?», информацию в условии задачи предполагается обогатить новыми историческими данными (Например: Почему в 1992 году в Таджикистане началась братоубийственная война?).

Нами были определены такие дидактические требования к событийно - проблемным задачам:

-Проблемные задачи в процессе изучения истории таджикского народа ставятся в ходе усвоения новой информации и решаются в диалоге с учащимися или переносятся на самостоятельную работу путём интерактивных подходов.

-Проблемные задачи вносятся с учётом использования нестандартных форм уроков и внеклассных работ.

Проблемные, творческие, познавательные задачи призваны помочь учащимся в усвоении знаний, развитии необходимых интеллектуальных структур (переносе знаний, видению проблем, альтернативном мышлении и др.). Также эти задачи содействуют знакомству учащихся с доступными и имеющими общеобразовательное значение методами исторического познания.

Как показали наши исследования с применением лишь одной-единственной технологии невозможно достигать намеченные цели. Поэтому мы предлагаем учителям истории таджикского народа использовать все: и работу с источниками, и решение познавательных задач, и их живое слово и яркий эмоциональный рассказ, и использование всего учебно – познавательного комплекса в целом.

Учитывая результаты своих исследований, мы согласны с мнением Е. Л. Белкина, который писал, что главное в управлении познавательной деятельностью то, что учителю нужно особое внимание уделить проблемам отбора и построения учебной информации, при этом важно соблюдать все дидактические требования к её содержанию и структуре. Исходя из этого, мы предлагаем такие требования, которые отражают специфику учебной познавательной деятельности в процессе изучения истории таджикского народа способствующий формирования познавательной способности старшеклассников:

-Всякий дидактический материал должен содержать максимально возможное количество информации о курсе истории таджикского народа, но не свыше того, которая может стать учебным нагрузкам обучаемым.

-Характер и содержание дидактических материалов по изучаемому курсу должны обеспечивать возможности качественного приёма и усвоения учебной нагрузки, несущей учебную информацию с учётом возрастных и психических особенностей школьников.

Учитывая результаты исследования о возрастных особенностях старшеклассников, мы пришли к выводу, что чем старше становятся учащиеся, тем большую долю сведений исторического характера они могут получать из научно– попульярной и художественной литературы, из книг для чтения по истории таджикского народа, исторических документов, журналов, газет и т.д. Но основным учебным пособием по истории таджикского народа является учебник, содержающий систематическое изложение материала, предусмотренной программой. Поэтому главным источником знаний является книга. Учитель истории не должен ограничиваться эпизодическими указаниями, как надо пользоватся учебниками, а осуществляет глубоко продуманную систему формирования у старшеклассников способностей работы с книгой. Нужно учить школьников находить главное, составлять план по прочитанному, сопоставлять и сравнивать прочитанное с теми знаниями, которые приобретены ранее. Одним из важных звеньев работы с учебником является обучение школьников умению выполнят домашнее задание проблемным путем: пересказ текста, рассказ по плану, составление сравнительной таблицы и т.д.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Материалы о воспитании и обучении:

Понятие педагогической системы. Ее структура. Иерархия педагогических систем
Каждому известно, что процесс образования и воспитания происходит в разнообразных объединениях людей: в семье, в школьном классе, в студиях и кружках, в неформальных группах. Эти объединения – суть социальные системы. Используя понятие «педагогическая система», можно отразить и обобщить в нем разли ...

Классификации форм стертой дизартрии
Впервые попытка классификации форм стертой дизартрии была сделана Е.Н. Винарской и А.М. Пулатовым на основе классификации дизартрии, предложенной О.А. Токаревой. В данной классификации на первый план выступает лишь степень нарушения, но не учитываются механизмы и нозология. В исследованиях Е.Ф. Соб ...

Принципы сохранения здоровья младших школьников в коррекционно-педагогическом процессе
Подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения, особенно для детей дошкольного и младшего школьного возраста. По данным Минздравминпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14 ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru