Школьный курс истории таджикского народа - один из важных факторов формирования познавательной способности старшеклассников

Педагогика сегодня » Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа » Школьный курс истории таджикского народа - один из важных факторов формирования познавательной способности старшеклассников

Страница 8

Учитель истории таджикского народа, преподавая данный курс, имеет много возможностей в формировании познавательной способности старшеклассников. Он располагает ценнейшим материалом, который позволяет ему вдумчиво и творчески выполнять свои профессиональные обязанности. Он может «увлечь учащихся примерами героев прошлых лет, вызвать у них стремление следовать благородным побуждениям предков». Только таким путем он может воспитывать всестороннее развитие личностей, повторяющих подвиги своих предков.

Другая цель исследования заключалась в том, что в ходе исследования определить эффективные пути и способы усвоения учебного материала со стороны учащихся в учебном процессе. Как известно, для усвоения учебного материала наряду с другими факторами требуется использование учителями разных дидактических приёмов и специфической деятельности мышления учащихся старших классов, т.е. одновременно с изучением содержания учебного материала, учащиеся старших классов могут самостоятельным путём приобретать новые знания. Исходя из этого, в приведённом исследовании мы ставили следующие задачи:

1. На основе анализа материала курса истории таджикского народа выяснить затруднения при обучении и усвоении, которые испытывают учителя и учащиеся в учебно – познавательном процессе.

2. Определить уровень самостоятельности в овладении учащимися ведущих понятий курса история таджикского народа, а также логических умений: вычленять главную мысль, сравнивать, обобщать и использовать полученные знания на практике.

По мнению диссертанта, модель формирования исторических знаний, которая основана на принципах развивающего обучения, являются познавательные задачи, открывающие учащимся дополнительный учебный материал и способствующие его интеллектуально – познавательному, творческому усвоению. Но, к сожалению, авторы учебников не уделяли должное внимание этим компонентам. Диссертант определил, что для преодоления этих пробелов авторы учебников должны больше внимание уделять подбору познавательных задач, которые в обучении истории таджикского народа выполняют несколько целей:

познавательные задачи подбирались с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, а также с целью формирования познавательных способностей, индивидуализировать процесс обучения, т.е. с учетом дифференцированного подхода.

в урочное время организовать поисковую деятельность старшеклассников для приобретения новых знаний и умений, с целью способствования развитию поисково - исследовательской способности школьников.

проведение тренировочных упражнений для усвоения знаний, развития памяти, мышления, способности и т. д.

Для того, чтобы проблемные задания способствовали развитию познавательных способностей старшеклассников, учитель по нашей рекомендации в экспериментальных классах, перед выполнением познавательных задач предлагал школьникам памятку:

а) внимательно прочитайте условие задач и запомните вопросы к ней;

б) еще раз проверьте, нет ли в условии задания данных, противоречащих вашему решению;

в) проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли ваш ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи?

г) своё решение обязательно докажите. Если из условий заданий следует несколько выводов, то каждый из них надо доказать. Проверьте, готовы ли вы ясно и убедительно изложить свою мысль;

д) если в условии текстов познавательных задачах не хватает данных для решения, вспомните, что вы знаете о теме, и подумайте, что эти знания могут помочь решению задачи;

е) начните обдумывать данные в тексте условия и определите, что они дают для ответа на вопрос;

ё) проверьте, все ли возможные варианты по существу вопроса задания вы сделали и доказали.

Нами было выявлено, что особые подходы к конструированию поисковых задач, которые способствуют формирования и развития познавательных способностей старшеклассников, являются комплекса задач следующих типов направлены:

на раскрытие особенностей влияния, каких – либо обстоятельств на это событие (Какую роль в становлении Таджикской ССР имели особенности развития экономики той эпохи?).

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Материалы о воспитании и обучении:

Лингвистические особенности деловых документов
Документ – это прежде всего информация. В данном случае, представленная в виде текста. Согласно ГОСТу Р 51141-98 текст официального документа – это информация, зафиксированная любым типом письма или любой системой звукозаписи, заключающая в себе всю или основную часть речевой информации документа. ...

Профессиональные качества
Педагог не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога: высокая гражданская ответственность и социальная активность; лю ...

Методика преподавания линогравюры в системе дополнительного художественного образования
Занятия линогравюрой в школе могут играть важную роль в воспитании и развитии школьников, однако возможность их проведения зависит от возраста и уровня художественной подготовки учащихся. В начальных классах учащихся еще нет нужного для грамотного рисунка развития зрительного восприятия и поэтому с ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru