Школьный курс истории таджикского народа - один из важных факторов формирования познавательной способности старшеклассников

Педагогика сегодня » Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа » Школьный курс истории таджикского народа - один из важных факторов формирования познавательной способности старшеклассников

Страница 8

Учитель истории таджикского народа, преподавая данный курс, имеет много возможностей в формировании познавательной способности старшеклассников. Он располагает ценнейшим материалом, который позволяет ему вдумчиво и творчески выполнять свои профессиональные обязанности. Он может «увлечь учащихся примерами героев прошлых лет, вызвать у них стремление следовать благородным побуждениям предков». Только таким путем он может воспитывать всестороннее развитие личностей, повторяющих подвиги своих предков.

Другая цель исследования заключалась в том, что в ходе исследования определить эффективные пути и способы усвоения учебного материала со стороны учащихся в учебном процессе. Как известно, для усвоения учебного материала наряду с другими факторами требуется использование учителями разных дидактических приёмов и специфической деятельности мышления учащихся старших классов, т.е. одновременно с изучением содержания учебного материала, учащиеся старших классов могут самостоятельным путём приобретать новые знания. Исходя из этого, в приведённом исследовании мы ставили следующие задачи:

1. На основе анализа материала курса истории таджикского народа выяснить затруднения при обучении и усвоении, которые испытывают учителя и учащиеся в учебно – познавательном процессе.

2. Определить уровень самостоятельности в овладении учащимися ведущих понятий курса история таджикского народа, а также логических умений: вычленять главную мысль, сравнивать, обобщать и использовать полученные знания на практике.

По мнению диссертанта, модель формирования исторических знаний, которая основана на принципах развивающего обучения, являются познавательные задачи, открывающие учащимся дополнительный учебный материал и способствующие его интеллектуально – познавательному, творческому усвоению. Но, к сожалению, авторы учебников не уделяли должное внимание этим компонентам. Диссертант определил, что для преодоления этих пробелов авторы учебников должны больше внимание уделять подбору познавательных задач, которые в обучении истории таджикского народа выполняют несколько целей:

познавательные задачи подбирались с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, а также с целью формирования познавательных способностей, индивидуализировать процесс обучения, т.е. с учетом дифференцированного подхода.

в урочное время организовать поисковую деятельность старшеклассников для приобретения новых знаний и умений, с целью способствования развитию поисково - исследовательской способности школьников.

проведение тренировочных упражнений для усвоения знаний, развития памяти, мышления, способности и т. д.

Для того, чтобы проблемные задания способствовали развитию познавательных способностей старшеклассников, учитель по нашей рекомендации в экспериментальных классах, перед выполнением познавательных задач предлагал школьникам памятку:

а) внимательно прочитайте условие задач и запомните вопросы к ней;

б) еще раз проверьте, нет ли в условии задания данных, противоречащих вашему решению;

в) проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли ваш ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи?

г) своё решение обязательно докажите. Если из условий заданий следует несколько выводов, то каждый из них надо доказать. Проверьте, готовы ли вы ясно и убедительно изложить свою мысль;

д) если в условии текстов познавательных задачах не хватает данных для решения, вспомните, что вы знаете о теме, и подумайте, что эти знания могут помочь решению задачи;

е) начните обдумывать данные в тексте условия и определите, что они дают для ответа на вопрос;

ё) проверьте, все ли возможные варианты по существу вопроса задания вы сделали и доказали.

Нами было выявлено, что особые подходы к конструированию поисковых задач, которые способствуют формирования и развития познавательных способностей старшеклассников, являются комплекса задач следующих типов направлены:

на раскрытие особенностей влияния, каких – либо обстоятельств на это событие (Какую роль в становлении Таджикской ССР имели особенности развития экономики той эпохи?).

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Материалы о воспитании и обучении:

Практикум по информационным технологиям
1.Текстовые редакторы Текстовый редактор Microsoft Word является одним из базовых приложений Microsoft Office. Навыки работы с текстовым редактором должен иметь любой человек независимо от специальности. Хорошо освоив Microsoft Word, легко научится работать и с другими приложениями офиса. Для запус ...

Требования к художественным произведениям для детей дошкольного возраста
Анализ научной литературы показал, что существуют общие принципы отбора произведений устного народного творчества для дошкольников. Подбор фольклорных произведений во многом зависит от решения воспитательных задач. Можно выделить объективные и субъективные принципы подбора произведений устного наро ...

Особенности речевых и неречевых процессов у дошкольников с ОНР
В данном параграфе рассмотрены особенности и признаки речевых и неречевых процессов у дошкольников с ОНР, а также подходы и группы речевых нарушений Общее недоразвитие речи представляет собой различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru