Школьный курс истории таджикского народа - один из важных факторов формирования познавательной способности старшеклассников

Педагогика сегодня » Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа » Школьный курс истории таджикского народа - один из важных факторов формирования познавательной способности старшеклассников

Страница 6

Теперь для определения соответствия учебных программ по истории таджикского народа с учебниками, мы прибегли к анализу программ и учебников истории таджикского народа разных лет.

У нас еще мало учебной и методической литературы, посвященной обучению истории таджикского народа в общеобразовательных школах. Но учебники, которые были написаны нашими учеными в разные годы как: История Таджикской ССР для IX - XI классов. История Таджикской ССР для VII - X классов , История Таджикской ССР для IX - X классов, История таджикского народа для X класса, История таджикского народа, для XI класса и другие в какой - то мере восполняют этот пробел.

Поскольку эти учебники были написаны в период Советской власти, где господствовала коммунистическая идеология, учебники имели свои особенности. Учебник история Таджикской ССР была предназначена для VII - X классов и включала в себя исторический материал с древнейших времен до 70 - х годов XX века. Согласно тогдашним учебным программам в IX классе обучался учебный материал, начиная с начала XX века до конца 30 - х годов, а в 10 классе учебный материал с 40 - х годов до конца 70 - х годов ХХ века. Сравнивая учебные программы с учебником тех годов, можно прийти к мнению, что данный учебник включает в себя слишком много материала в качестве информации, которая не совпадает с возрастными и психологическими особенностями школьников данного возраста. Изучаемый материал в учебнике 10 классе составляет 6 глав, а общий объём учебника составляет 82 страницы. Изучение такого большого объема материалов повысит учебную нагрузку учащихся и снижает их познавательный интерес к изучаемому предмету. Поэтому изучение курса истории таджикского народа в школе не могла быть чувством интереса и желания учащихся, а наоборот чувством отвращения и возмущения с их стороны. Учебники включает только учебный материал в качестве исторической информации. В них отсутствуют картинки, схемы, диаграммы, источники, исторические документы и другие дидактические материалы, которые могли бы повысить интерес и желание учащихся к изучению учебного курса. Поэтому названные учебники больше были похож на учебники высших учебных заведений, чем на учебник средних общеобразовательных школ.

Как показали эксперименты исследования, познавательные и умственные способности старшеклассников на уроках истории таджикского народа можно развивать путём их готовности к поисковой работе, на основе собственных и приобретенных знаний. Но к сожалению, авторы учебников не учли этого, т. е вопросы и задания, которые включены после каждой главы в учебники истории таджикского народа, слишком абстрактные и имеют лишь фактологический характер. Эти вопросы требуют только четкий ответ и они не могут заставлять учащихся думать и использовать приобретенные знания на практике. Например, по теме «Таджикская ССР в период развитого социализма и строительства коммунизма» в учебнике существуют такие вопросы:

1.Какие новые отрасли промышленности возникли в эти годы?

2.Над какими стройками Таджикистана шефствует Ленинский комсомол?

3.Когда был принят 9 пятилетний план? и.т.д.

Такие характерные недостатки имеет и другой учебник истории Таджикской ССР написанным в 1986 году. Данный учебник рекомендован Министерством образования Таджикской ССР для IX и X классов. По своему содержанию оба учебника одинаковы, потому, что их авторы одни и те же люди. Первая глава учебника (для IX - класса) называется «Таджикский народ в период выступления России в период империализма. Революция 1905 - 1907 годов». Глава состоит из двух параграфов. Первый параграф «Положение Туркестана в конце XIX -начала XX веков», который разделен на три подтемы: Северный Таджикистан; экономическое положение Восточной Бухары; положение народных масс. Во – первых, в учебнике дан слишком насыщенный материал, рассчитанный для одного академического часа, во- вторых, в учебнике дано мало информации об истории таджикского народа этого периода. К примеру, в подтеме «Северном Таджикистане» выложена такая информация: «В Северном Таджикистане процесс развития капиталистических отношений происходил быстрыми темпами. Потому что здесь влияние русской пролетарии было гораздо сильнее, чем в Восточной Бухаре. В результате чего образовался рабочий класс, выросло национальное самосознание и начался освободительное движение». Дальше в учебнике отсутствует информация о Северном Таджикистане, а изложен материал о положении в Туркестане и его отношении с царской Россией.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Материалы о воспитании и обучении:

Сущность и функции игры и игровой деятельности
Вначале попробуем рассмотреть «историю вопроса», выделить существенные свойства игры, сравнив игры людей и животных, игру в различных культурах. Игры существуют и в животном мире. Играми животных мы называем, по преимуществу, абиотические формы поведения животных, то есть те случаи, когда животные ...

Пошаговое рассмотрение технологии публичного выступления
Шаг 1. Определите цели выступления. Выясните, зачем вам нужно выступать? Какую цель вы преследуете? Есть множество целей для публичного выступления, но все их можно свести к нескольким. Информировать слушателей - рассказать им о новом опыте, посвятить в обстоятельства интересующего всех дела. Убеди ...

Классификация изучаемого материала на уроках литературы в 1-м – 3-м классах начальной школы
Чтение является одним из существенных средств воспитания школьников, их всестороннего развития. В определении высокого художественного достоинства произведения для детей мы исходим из высказываний В. Г. Белинского. Он говорил, что «подлинное произведение искусства отличает высокая идея, глубокая нр ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru