Критерии эффективности воспитательной системы

Педагогика сегодня » Оценка эффективности воспитательной системы в школе » Критерии эффективности воспитательной системы

Страница 2

Критерии качества складываются из таких показателей, как:

степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной системы;

общий психологический климат школы, стиль отношений, самочувствие ученика, его социальная защищенность, внутренний комфорт; уровень воспитанности учащихся.

Основное назначение критериев эффективности работы школы - определение главных направлений повышения мастерства учителей на основе комплексного анализа и оценки результатов педагогической деятельности. Критерии служат для решения внутренних задач руководства школой, для самоанализа и самооценки работы, ориентиром для планирования учебно-воспитательного процесса.

Перечень основных критериев сводится к следующим:

I. Самочувствие ребенка в школе (критерий отношений).

II. Уровень воспитанности (критерий факта).

III. Воспитательный коллектив, творческое содружество поколений (критерий коллектива).

IV. Содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерий содержания).

V. Подготовленность к жизни (критерий времени).

VI. Критерий "открытости школы".

VII. Критерий системности работы.

Данные критерии достаточно условны, они могут быть конкретизированы применительно к той или иной воспитательной системе школы. Каждая сфера воспитательного процесса имеет качественные характеристики, адекватные перечисленным критериям.

В приложении приведен опыт работы школы №59 г. Ярославля, представляющей "Культурологический социально - педагогический комплекс.

Качественными показателями являются правильная постановка задач работы с детьми, родителями, педагогами, общественностью в данных условиях, выбор содержания и методов воздействия, затрата времени и силы педагогов, время и активность учащихся. Качественные показатели эффективности воспитательной системы:

Образ школы в сознании педагогов, учащихся, родителей.

Образ выпускника как идеальный результат воспитательной системы.

Психологический климат. Самочувствие детей, педагогов в школе.

Отношение к внутришкольным конфликтам.

Характер взаимоотношений между различными субъектами системы.

Событийный характер деятельности.

Проверка временем (прочность связи поколений, традиции, коллективные привычки).

Авторитет школы (отношение к школе работников органов управления образованием, родителей, учащихся).

В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса.

Критерии

Показатели

Методики изучения

I. Сформированность познавательного потенциала личности учащегося

Освоение учащимися образовательной программы

Развитость мышления

Познавательная активность учащихся

Сформированность учебной деятельности

Школьный тест умственного развития

Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости

Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка

Метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся (МЭОП и СУ)

Педагогическое наблюдение

II. Сформированность нравственного потенциала личности учащегося

Нравственная направленность личности

Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.

Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте"

Методика С.М. Петровой "Русские пословицы"

Методики "Акт добровольцев", "Недописанный тезис", "Ситуация свободного выбора"

Метод ранжирования

Методики "Репка" ("Что во мне выросло"), "Магазин", "Золотая рыбка", "Цветик - семицветик"

III. Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника

Коммуникабельность

Сформированность коммуникативной культуры учащихся

Знание этикета поведения

Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся

МЭПО и СУ

Педагогическое наблюдение

IV. Сформированность эстетического потенциала выпускника школы

Развитость чувства прекрасного

Сформированность других эстетических чувств

Методика Торренса

МЭПО и СУ

Педагогическое наблюдение

V. Сформированность физического потенциала выпускника

Состояние здоровья выпускника школы

Развитость физических качеств личности

Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика

Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств

VI. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе

Комфортность ребенка в школе

Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе)

Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью"

Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе"

Анкета "Ты и твоя школа"

Социометрия

VII. Сформированность общешкольного коллектива

Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе

Развитость самоуправления

Сформированность совместной деятельности

Методика "Наши отношения"

Методика М.И. Рожкова

Социометрический эксперимент

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Работа над выразительностью устной речи школьников с нарушенным слухом
Речь глухих обычно резко отличается от речи нормального человека. Ей недостает внятности, выразительности, благозвучности: она монотонна, часто неестественно груба. Глухой, подобно речевой машине, произносит звук за звуком, не связывая элементы в единое целое. Причиной тому в значительной мере явля ...

Внеклассная работа по химии
Внеклассная работа по химии - это продолжение учебно-воспитательного процесса, начатого на уроке. Ее разнообразные формы и виды дополняют и углубляют знания учащихся, а также способствуют поддержанию устойчивого интереса к изучению химии. Для этого потребовалось решить ряд задач: изучить педагогиче ...

Жизнь и педагогическая система А.С. Макаренко
Антон Семенович родился 1(13) марта 1888г. г. Белополье, в Харьковской губернии, на Украине, в потомственной рабочей семье. На следующий день был крещён. Родился он недоношенным (мать несла вёдра на коромысле, поскользнулась, упала навзничь). Антон долго болел, ходить стал лишь в полтора года. Лет ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru