Лингвистические характеристики тематического планирования

Педагогика сегодня » План урока и перспективное планирование » Лингвистические характеристики тематического планирования

Страница 1

Стиль речи, в котором составляется тематическое планирование, обладает всеми особенностями официально-делового стиля.

Точность проявляется в повторяемости одних и тех же слов (например, глаголы уметь, знать), специальных терминов (например, фронтальный опрос, текущий контроль, урок, повторение и др.).

Неличный характер изложения: почти полное отсутствие глаголов 1 и 2 лица (менее 1% из всех глаголов), использование форм 3 лица глагола в предложениях типа: знать, что слово может иметь несколько значений.

Императивность: обилие глаголов в неопределенной форме: слушать, производить, наблюдать, находить, списывать, выделять, писать и др. в связке с глаголами знать, уметь.

Терминированность: в тексте практически отсутствует общеупотребительная лексика.

Доминируют термины предметной области: орфограмма, текст, слово, предложение, буква, имя собственное, однокоренные слова, корень, приставка, суффикс, окончание, прописная буква, строчная буква, предлоги союзы и др.

Присутствуют в большом количестве термины педагогической области: текущий контроль, самостоятельная работа, свободный диктант, обучающее изложение, фронтальная работа, сочинение, интегрированный урок и др.

Реже встречаются общенаучные слова: обобщение, систематизация, материал, знак, образец, часть, состав, признак, программа, коррекция, конструирование и др.

Общеупотребительная лексика представлена такими единицами, как лес, дом, тетрадь, капуста.

Именной характер изложения находит отражение в преобладании существительных над остальными частями речи (88,5%).

Стандартизированность проявляется в однотипных наименованиях видов уроков, работ, контроля, в конструкциях: знать + отглагольное существительное, уметь + инфинитив + существительное.

Безэмоциональность проявляется в полном отсутствии суффиксов субъективной оценки.

Также можно отметить, что относительные прилагательные преобладают над качественными (70% - относительные), притяжательные отсутствуют. Например, проверочная, контрольная, самостоятельная, фронтальный, индивидуальный, дидактическая, текущий, практическая, устный и др.

В тексте в большом количестве присутствуют отглагольные существительные, например, умение, применение, определение, анализ, ознакомление, работа, наблюдение, использование, различие, закрепление, конструирование, оформление, упражнение, написании, изложение, исправление, проверка, развитие , опрос и др.

С точки зрения синтаксиса можно отметить, что предложения повествовательные, полные, в большинстве случаев односоставные инфинитивные, иногда осложненные причастными оборотами (пример предложения с причастным оборотом: выделение из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса); отсутствие прямой речи, вводных конструкций. Мы также заметили, что в тексте тематического планирования полностью отсутствуют двусоставные предложения.

Все это отражает специфику официально-делового стиля.

Целью нашей работы было выявление документной и языковой специфики плана урока и перспективного планирования.

В ходе нашего исследования, мы заметили, что план урока представляет собой рукописный документ, обладающий особым набором реквизитов (номер урока, тема урока, цели, оборудование, ход урока) и особыми функциями (обучающая, планирующая, контроля). Специфично оформление текста плана урока: в виде диалога.

Языковая специфика плана урока состоит в том, что в тексте документа присутствует большое количество вопросительных предложений, имеются (хоть и в незначительном количестве) слова с эмоционально-оценочными суффиксами, слова в переносном значении.

Тематическое планирование представляет собой либо машиночитаемый, либо печатный документ, в отличие от плана урока.

Тематическое планирование представляет собой документ, состоящий из трех частей: титульного листа, пояснительной записки, собственно тематического планирования, - каждый из которых можно рассматривать как отдельный документ, с присущим именно ему набором реквизитов. Причем, титульный лист обладает некоторыми реквизитами, характерными для организационно-распорядительной документации: наименование организации, отметка о рассмотрении, гриф согласования, гриф утверждения, наименование вида документа. Собственно тематическое планирование представляет собой таблицу, в которой прописан процесс обучения детей на учебный год.

Страницы: 1 2

Материалы о воспитании и обучении:

Изучение семей воспитанников с помощью рисуночных тестов
Изучение внутрисемейных отношений, детско-родительских отношений, личностных характеристик воспитанников, осуществлялось с помощью рисуночных тестов. С этой целью мы использовали проективные методики «Рисунок семьи», «Дом. Дерево. Человек», «Несуществующее животное». Для диагностического использова ...

Программные средства учебного назначения
И.В. Роберт применительно к традиционному учебному процессу выделила следующие методические цели использования программных средство учебного назначения (ПСУН): -индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения; -осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью; -осуществлять с ...

Формирование и развитие выразительности речи через пение
Голос поддается реабилитации легче, чем слух. Можно научить пользоваться голосом полностью неслышащего ребенка, но речь его будет интонационно бедной, не окрашенной эмоционально. На ее выразительность, тембровое богатство благотворно влияет музыкальная речь, т.е. пение. Близость сенсорной основы му ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru