Стиль речи, в котором составляется тематическое планирование, обладает всеми особенностями официально-делового стиля.
Точность проявляется в повторяемости одних и тех же слов (например, глаголы уметь, знать), специальных терминов (например, фронтальный опрос, текущий контроль, урок, повторение и др.).
Неличный характер изложения: почти полное отсутствие глаголов 1 и 2 лица (менее 1% из всех глаголов), использование форм 3 лица глагола в предложениях типа: знать, что слово может иметь несколько значений.
Императивность: обилие глаголов в неопределенной форме: слушать, производить, наблюдать, находить, списывать, выделять, писать и др. в связке с глаголами знать, уметь.
Терминированность: в тексте практически отсутствует общеупотребительная лексика.
Доминируют термины предметной области: орфограмма, текст, слово, предложение, буква, имя собственное, однокоренные слова, корень, приставка, суффикс, окончание, прописная буква, строчная буква, предлоги союзы и др.
Присутствуют в большом количестве термины педагогической области: текущий контроль, самостоятельная работа, свободный диктант, обучающее изложение, фронтальная работа, сочинение, интегрированный урок и др.
Реже встречаются общенаучные слова: обобщение, систематизация, материал, знак, образец, часть, состав, признак, программа, коррекция, конструирование и др.
Общеупотребительная лексика представлена такими единицами, как лес, дом, тетрадь, капуста.
Именной характер изложения находит отражение в преобладании существительных над остальными частями речи (88,5%).
Стандартизированность проявляется в однотипных наименованиях видов уроков, работ, контроля, в конструкциях: знать + отглагольное существительное, уметь + инфинитив + существительное.
Безэмоциональность проявляется в полном отсутствии суффиксов субъективной оценки.
Также можно отметить, что относительные прилагательные преобладают над качественными (70% - относительные), притяжательные отсутствуют. Например, проверочная, контрольная, самостоятельная, фронтальный, индивидуальный, дидактическая, текущий, практическая, устный и др.
В тексте в большом количестве присутствуют отглагольные существительные, например, умение, применение, определение, анализ, ознакомление, работа, наблюдение, использование, различие, закрепление, конструирование, оформление, упражнение, написании, изложение, исправление, проверка, развитие , опрос и др.
С точки зрения синтаксиса можно отметить, что предложения повествовательные, полные, в большинстве случаев односоставные инфинитивные, иногда осложненные причастными оборотами (пример предложения с причастным оборотом: выделение из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса); отсутствие прямой речи, вводных конструкций. Мы также заметили, что в тексте тематического планирования полностью отсутствуют двусоставные предложения.
Все это отражает специфику официально-делового стиля.
Целью нашей работы было выявление документной и языковой специфики плана урока и перспективного планирования.
В ходе нашего исследования, мы заметили, что план урока представляет собой рукописный документ, обладающий особым набором реквизитов (номер урока, тема урока, цели, оборудование, ход урока) и особыми функциями (обучающая, планирующая, контроля). Специфично оформление текста плана урока: в виде диалога.
Языковая специфика плана урока состоит в том, что в тексте документа присутствует большое количество вопросительных предложений, имеются (хоть и в незначительном количестве) слова с эмоционально-оценочными суффиксами, слова в переносном значении.
Тематическое планирование представляет собой либо машиночитаемый, либо печатный документ, в отличие от плана урока.
Тематическое планирование представляет собой документ, состоящий из трех частей: титульного листа, пояснительной записки, собственно тематического планирования, - каждый из которых можно рассматривать как отдельный документ, с присущим именно ему набором реквизитов. Причем, титульный лист обладает некоторыми реквизитами, характерными для организационно-распорядительной документации: наименование организации, отметка о рассмотрении, гриф согласования, гриф утверждения, наименование вида документа. Собственно тематическое планирование представляет собой таблицу, в которой прописан процесс обучения детей на учебный год.
Материалы о воспитании и обучении:
Технология подготовки к публичным выступлениям
Считается, что впервые технология под условным названием “Домик” (“message house” –англ.) была разработана в середине 20 века американской консалтинговой компанией Бёрсон Марстеллер (Burson Marsteller) для обучения публичных представителей транснациональных корпораций. Однако, в источниках, описыва ...
Сущность процесса памяти
Память - процессы запоминания, сохранения и последующего воспроизведения индивидом его опыта. Л.Д. Столяренко трактует память как форму психического отражения, заключающуюся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающую возможным его повторное использование в деят ...
Ошибки начинающего оратора
Прежде чем приступить к постижению секретов ораторского мастерства, вы должны научиться избегать распространенных ошибок. Специалисты в области коммуникативных технологий проанализировали и сравнили поведение дилетантов и профессиональных ораторов. Используйте их советы на практике, и вы заметите, ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.