Лингвистические характеристики тематического планирования

Педагогика сегодня » План урока и перспективное планирование » Лингвистические характеристики тематического планирования

Страница 1

Стиль речи, в котором составляется тематическое планирование, обладает всеми особенностями официально-делового стиля.

Точность проявляется в повторяемости одних и тех же слов (например, глаголы уметь, знать), специальных терминов (например, фронтальный опрос, текущий контроль, урок, повторение и др.).

Неличный характер изложения: почти полное отсутствие глаголов 1 и 2 лица (менее 1% из всех глаголов), использование форм 3 лица глагола в предложениях типа: знать, что слово может иметь несколько значений.

Императивность: обилие глаголов в неопределенной форме: слушать, производить, наблюдать, находить, списывать, выделять, писать и др. в связке с глаголами знать, уметь.

Терминированность: в тексте практически отсутствует общеупотребительная лексика.

Доминируют термины предметной области: орфограмма, текст, слово, предложение, буква, имя собственное, однокоренные слова, корень, приставка, суффикс, окончание, прописная буква, строчная буква, предлоги союзы и др.

Присутствуют в большом количестве термины педагогической области: текущий контроль, самостоятельная работа, свободный диктант, обучающее изложение, фронтальная работа, сочинение, интегрированный урок и др.

Реже встречаются общенаучные слова: обобщение, систематизация, материал, знак, образец, часть, состав, признак, программа, коррекция, конструирование и др.

Общеупотребительная лексика представлена такими единицами, как лес, дом, тетрадь, капуста.

Именной характер изложения находит отражение в преобладании существительных над остальными частями речи (88,5%).

Стандартизированность проявляется в однотипных наименованиях видов уроков, работ, контроля, в конструкциях: знать + отглагольное существительное, уметь + инфинитив + существительное.

Безэмоциональность проявляется в полном отсутствии суффиксов субъективной оценки.

Также можно отметить, что относительные прилагательные преобладают над качественными (70% - относительные), притяжательные отсутствуют. Например, проверочная, контрольная, самостоятельная, фронтальный, индивидуальный, дидактическая, текущий, практическая, устный и др.

В тексте в большом количестве присутствуют отглагольные существительные, например, умение, применение, определение, анализ, ознакомление, работа, наблюдение, использование, различие, закрепление, конструирование, оформление, упражнение, написании, изложение, исправление, проверка, развитие , опрос и др.

С точки зрения синтаксиса можно отметить, что предложения повествовательные, полные, в большинстве случаев односоставные инфинитивные, иногда осложненные причастными оборотами (пример предложения с причастным оборотом: выделение из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса); отсутствие прямой речи, вводных конструкций. Мы также заметили, что в тексте тематического планирования полностью отсутствуют двусоставные предложения.

Все это отражает специфику официально-делового стиля.

Целью нашей работы было выявление документной и языковой специфики плана урока и перспективного планирования.

В ходе нашего исследования, мы заметили, что план урока представляет собой рукописный документ, обладающий особым набором реквизитов (номер урока, тема урока, цели, оборудование, ход урока) и особыми функциями (обучающая, планирующая, контроля). Специфично оформление текста плана урока: в виде диалога.

Языковая специфика плана урока состоит в том, что в тексте документа присутствует большое количество вопросительных предложений, имеются (хоть и в незначительном количестве) слова с эмоционально-оценочными суффиксами, слова в переносном значении.

Тематическое планирование представляет собой либо машиночитаемый, либо печатный документ, в отличие от плана урока.

Тематическое планирование представляет собой документ, состоящий из трех частей: титульного листа, пояснительной записки, собственно тематического планирования, - каждый из которых можно рассматривать как отдельный документ, с присущим именно ему набором реквизитов. Причем, титульный лист обладает некоторыми реквизитами, характерными для организационно-распорядительной документации: наименование организации, отметка о рассмотрении, гриф согласования, гриф утверждения, наименование вида документа. Собственно тематическое планирование представляет собой таблицу, в которой прописан процесс обучения детей на учебный год.

Страницы: 1 2

Материалы о воспитании и обучении:

Обучающие программы
Обучающая программа (ОП) - это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся. Оно должно способствовать максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью. ОП является л ...

Опытно-экспериментальная работа по изучению методов музыкально-эстетического воспитания подростков
Опытно-экспериментальное исследование проводилось в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детской школы искусств № 2» г. Мегиона ХМАО. В исследовании приняли участие 24 учащиеся 5-9 классов, составляющих хоровой коллектив и представляя собой разновозрастный сос ...

Предмет и задачи педагогической этики
Профессиональной этикой называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственные характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Особенностью профессиональной этики является ее тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единст ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru