Педагогические условия формирование математической речи младших учеников в курсе начального математического образования

Педагогика сегодня » Становление математической речи учащихся и овладение ими математическим языком » Педагогические условия формирование математической речи младших учеников в курсе начального математического образования

Страница 5

На уроках математики применяются разные пути образования и становления математической речи учащихся: математические диктанты, задания по переходу от словесной записи к символической и обратно, логические упражнения, исследовательская работа над оглавлением задач, составление опорных записей и сигналов, имеющих обобщающий и алгоритмизированный нрав.

Одно из важнейших задач обучения математике - становление речи учащихся. От удачного решения этой задачи зависит образование у учащихся знаний пояснять учебный материал, а в финальном результате зависит становление математических способностей. И эту работу нужно начинать с первого класса.

На уроках математики, как и на других предметах, мы трудимся по становлению устной и письменной речи, к которой предъявляются такие требования, как содержательность, логичность и последовательность, ясность и точность.

Одновременно с развитием математического мышления у учащихся развивается и математическая речь. В речи мысль обретает материальную форму, в которой она – мысль - только и может быть воспринята другими людьми и самим человеком. Высокоразвитое математическое мышление вообще невозможно вне речи, она всегда связано с языком.

Речь есть форма выражения (озвучивая) языка. А язык человека есть сложная система кодов, обозначающая предметы, признаки и свойства предметов, действия или отношения, служащих для передачи информации и для введения их ( предметов, признаков, действий и отношений) в какие- то системы и категории.

Речь является основным инструментом общения людей. Только владея речью, человек может сообщить мысли и передать накопленный опыт другим людям. То есть речь является основополагающим механизмом в деятельности человека.

Актуальность проблемы формирования словарного запаса с раннего возраста определяется важностью общения в жизни людей. Появление первых слов у ребенка, а также дальнейшее развитие словаря ребенка – один из важнейших показателей благополучного развития ребенка.

В качестве двух основных самостоятельных видов современная психология выделяет экспрессивную и импрессивную речь, которые характеризуются различным психологическим строением. Экспрессивная речь - это высказывание с помощью языка, которое начинается с замысла (программы), затем проходит стадию внутренней речи и только затем переходит в стадию развернутого внешнего речевого высказывания (в виде устной речи или письма). Импрессивная речь - это процесс понимания речевого высказывания (устного или письменного) - начинается с восприятия речевого сообщения (через слух или зрение), затем проходит стадию выделения информационных моментов и, наконец, завершается формированием во внутренней речи общей смысловой схемой сообщения и включением в определенный смысловой контекст.

Анализ литературных данных о лексической системе языка позволил выделить составную часть общей лексики школьников, обозначенную нами как «учебно-терминологическая лексика», в ходе исследования сформулировано его определение: совокупность слов и словосочетаний для обозначения понятий, изучаемых и используемых в рамках школьных дисциплин.

В зависимости от подготовленности класса можно составить более сложные упражнения, в которых одновременно нужно вставить пропущенные слова и устранить непоследовательность в тексте.

Развитие письменной математической речи в основном сводится к развитию умений оформлять решение упражнений и задач различными способами.

В работе с младшими школьниками следует, на мой взгляд, учитывать следующие моменты: работая над оформлением решения задачи, больше внимания уделять решению различными способами, изменению условия задачи, ее вопроса; не проявлять лишних формальных требований к записи решения задачи и ответа на вопрос. Главное – правильное решение и грамотное его оформление.

Для развития математической речи учащихся в работе учителя должна быть определенная система, только при этом условии удастся сформировать у детей соответствующие умения. Развитие математической речи - работа трудная и кропотливая, потому что приходится много заниматься с каждым учеником индивидуально.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Материалы о воспитании и обучении:

Роль уроков математики в развитии творческого мышления
В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельность. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имее ...

Анализ программ музыки по вопросу формирования эмоционально-ценностного отношения старших школьников к музыке
Нами проведен анализ нескольких программ по музыке. Прежде всего, следует отметить, что в их содержании уделяется большое внимание знакомству с музыкальными произведениями С.С. Прокофьева и их подробному изучению с целью формирования эмоционально-ценностного отношения к музыке. Проанализировав прог ...

Выступление на методическом объединении
Тема: Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детско ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru