Лингвистические особенности деловых документов

Педагогика сегодня » План урока и перспективное планирование » Лингвистические особенности деловых документов

Документ – это прежде всего информация. В данном случае, представленная в виде текста.

Согласно ГОСТу Р 51141-98 текст официального документа – это информация, зафиксированная любым типом письма или любой системой звукозаписи, заключающая в себе всю или основную часть речевой информации документа.

При составлении официально-деловой документации используется официально-деловой стиль.

Официально-деловой стиль имеет характерные черты:

Точность, не допускающая инотолкования: повторяемость одних и тех же слов, преимущественно терминов; употребление специальной терминологии; обилие обособленных оборотов; использование условных предложений; преобладание союзных связей над бессоюзием.

Неличный характер изложения: отсутствие форм глагола 1 и 2 лица и соответствующих личных местоимений; употребление собирательных существительных; использование форм 3 лица глагола и личных местоимений в неопределенно-личном значении.

Обилие шаблонных фраз и выражений.

Императивность: использование неопределенных форм глагола, инфинитивных конструкций; формы настоящего времени выступают в значении долженствования; формы будущего времени приобретают различные модальные оттенки (долженствования, предписания и тп) или используются формы будущего-условного; употребление кратких прилагательных модального характера.

Терминированность (в том числе использование специальных терминов).

Именной характер. Проявляется в большом количестве отыменных предлогов и союзов, а также преобладании существительных над остальными частями речи.

Стандартизированность. Реализуется широким кругом устойчивых оборотов деловой речи.

Безэмоциональность и официальность изложения: отсутствие суффиксов субъективной оценки; использование существительных мужского рода для обозначения лиц женского пола по их профессии.

Л.Г. Барлас отмечает, что для официально-делового стиля характерно преобладание относительных прилагательных; почти полное отсутствие наречий; употребление отглагольных существительных в большом количестве.

«Синтаксис официально-делового стиля призван выражать утверждающую констатацию и долженствование.

Предложения полные, повествовательные, как правило, двусоставные. Из односоставных выделяются инфинитивные предложения со значением долженствования, а также безличные с инфинитивом в составе сказуемого. Порядок слов прямой. Обратный порядок слов в предложении (сказуемое предшествует подлежащему) рекомендуется «использовать в том случае, если логическое (смысловое) ударение падает на само действие или на субъект действия». Прямая речь, как правило, отсутствует, за исключением некоторых жанров, например, судебного протокола, отсутствуют также модальные слова и вводные конструкции.

Синтаксис официально-делового стиля отражает тенденцию к детализации и классификации, к рассмотрению в единстве констатирующей и предписывающей сторон, причинно-следственных и условно-следственных отношений. Отсюда проистекает обилие значительных по длине предложений, осложненных большим количеством однородных оборотов, причастных и особенно деепричастных также особых «официальных» синтаксических периодов.

В констатирующей части документов страдательные обороты предпочтительнее действительных.

Стремление к точности, не допускающей каких-либо инотолкований, не позволяет производить замену существительного местоимением, поэтому в деловой речи весьма распространены повторы существительных».

Материалы о воспитании и обучении:

Сущность и основные положения элементарного образования И.Г. Песталоцци
В последующие годы жизни, руководя "институтами" в Бургдорфе и Ивердоне, И.Г. Песталоцци идею об элементарном первоначальном обучении превратил в определенную концепцию, которая стала известной под названием "метод Песталоцци", под которым понималась система обучения детей, орие ...

Высокотехнологическая образовательная среда
Высокотехнологическая образовательная среда учебных заведений, безусловно, составляет лишь одну из подсистем целой системы окружения субъектов учебно-воспитательного процесса, включающей еще и другие, не менее значимые компоненты. Вместе с тем техника и технологии имели и имеют огромное влияние как ...

Обобщение экспериментальных данных по исследуемой проблеме
Начнем с анализа усвоения слогоритмической структуры устной речи. Овладение слогоритмической структурой устной речи предполагает формирование у детей умения и навыков слитного, с соблюдением ударения произношения. Программой обучения глухих детей младшего школьного возраста ставится задача формиров ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru