Лингвистические особенности деловых документов

Педагогика сегодня » План урока и перспективное планирование » Лингвистические особенности деловых документов

Документ – это прежде всего информация. В данном случае, представленная в виде текста.

Согласно ГОСТу Р 51141-98 текст официального документа – это информация, зафиксированная любым типом письма или любой системой звукозаписи, заключающая в себе всю или основную часть речевой информации документа.

При составлении официально-деловой документации используется официально-деловой стиль.

Официально-деловой стиль имеет характерные черты:

Точность, не допускающая инотолкования: повторяемость одних и тех же слов, преимущественно терминов; употребление специальной терминологии; обилие обособленных оборотов; использование условных предложений; преобладание союзных связей над бессоюзием.

Неличный характер изложения: отсутствие форм глагола 1 и 2 лица и соответствующих личных местоимений; употребление собирательных существительных; использование форм 3 лица глагола и личных местоимений в неопределенно-личном значении.

Обилие шаблонных фраз и выражений.

Императивность: использование неопределенных форм глагола, инфинитивных конструкций; формы настоящего времени выступают в значении долженствования; формы будущего времени приобретают различные модальные оттенки (долженствования, предписания и тп) или используются формы будущего-условного; употребление кратких прилагательных модального характера.

Терминированность (в том числе использование специальных терминов).

Именной характер. Проявляется в большом количестве отыменных предлогов и союзов, а также преобладании существительных над остальными частями речи.

Стандартизированность. Реализуется широким кругом устойчивых оборотов деловой речи.

Безэмоциональность и официальность изложения: отсутствие суффиксов субъективной оценки; использование существительных мужского рода для обозначения лиц женского пола по их профессии.

Л.Г. Барлас отмечает, что для официально-делового стиля характерно преобладание относительных прилагательных; почти полное отсутствие наречий; употребление отглагольных существительных в большом количестве.

«Синтаксис официально-делового стиля призван выражать утверждающую констатацию и долженствование.

Предложения полные, повествовательные, как правило, двусоставные. Из односоставных выделяются инфинитивные предложения со значением долженствования, а также безличные с инфинитивом в составе сказуемого. Порядок слов прямой. Обратный порядок слов в предложении (сказуемое предшествует подлежащему) рекомендуется «использовать в том случае, если логическое (смысловое) ударение падает на само действие или на субъект действия». Прямая речь, как правило, отсутствует, за исключением некоторых жанров, например, судебного протокола, отсутствуют также модальные слова и вводные конструкции.

Синтаксис официально-делового стиля отражает тенденцию к детализации и классификации, к рассмотрению в единстве констатирующей и предписывающей сторон, причинно-следственных и условно-следственных отношений. Отсюда проистекает обилие значительных по длине предложений, осложненных большим количеством однородных оборотов, причастных и особенно деепричастных также особых «официальных» синтаксических периодов.

В констатирующей части документов страдательные обороты предпочтительнее действительных.

Стремление к точности, не допускающей каких-либо инотолкований, не позволяет производить замену существительного местоимением, поэтому в деловой речи весьма распространены повторы существительных».

Материалы о воспитании и обучении:

Методические рекомендации по развитию воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития
Проведенный в работе анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить различные подходы Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, О.И. Дьяченко, Э.В. Ильенкова, Н.В. Самсонова к проблеме развития процесса воображения детей посредством использования игр, и подобрать серию развивающи ...

Социально-педагогическая система становления этнического самосознания
В данном параграфе мы представляем разработанную социально-педагогическую систему становления этнического самосознания студентов педколледжа. Системообразующим средством становления этнического самосознания в этой системе, на наш взгляд, является поликультурное образование. «Система» – слово гречес ...

Важнейшие средства и методические основы воспитания лидеров детского коллектива
В психолого-педагогической литературе обсуждается вопрос о путях развития лидерского потенциала личности на разных возрастных этапах. Существует две точки зрения. Первая предполагает, что лидером нужно родиться, что обучение и воспитание не играют никакой роли. Вторая точка зрения заключается в том ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru