Н.С. Ларьков выделяет несколько признаков, по которым можно классифицировать документы:
Признаки, отражающие информационно-функциональную сущность документа, положены в основу семантической и функциональной классификаций;
Признаки, связанные с материальной оставляющей документа, являются основанием для классификации материальных носителей документированной информации;
Признаки, обусловленные способом документирования, составили основу классификации по способу документирования;
Признаки, связанные с движением документа в социальном времени и пространстве, легли в основу классификации документов по их бытованию в социальном пространстве и времени .
Схемы, которые берут за основу информационную составляющую документа, называются семантическими классификациями. К ним относят Десятичную классификацию М. Дьюи (ДКД), Универсальную десятичную классификацию (УДК), классификацию Библиотеки Конгресса США, а также Библиотечно-библиографическую классификацию (ББК).
К семантическим классификациям тесно примыкают функциональные классификации, основанием для которых являются специальные функции документов.
В зависимости от приоритета того или иного функционально-целевого признака можно выделить из всей совокупности документов следующие подмножества (классы):
Политические документы, предназначенные для информационного обеспечения органов государственной власти и управления, политических партий и так далее;
Идеологические, в том числе религиозные документы;
Правовые – регулируют сферу правоотношений в обществе;
Управленческие – обеспечивают функционирование и взаимосвязь управляющей и управляемой систем на всех уровнях;
Учётные – бухгалтерские, статистические и тому подобные документы;
Учебные – предназначены для распространения и закрепления знаний, умений, навыков;
Художественные – реализующие художественно-эстетические задачи;
Научные – связаны с исследованиями закономерностей развития природы и общества;
Технические документы – связаны с преобразованием природы и производством материальных благ и так далее.
Группы документов в функциональных классификациях делятся на подгруппы, виды и разновидности. Причем вид документа в них представляет собой основную классификационную единицу. [Ларьков 2006, 268]
Классификация материальных носителей документированной информации предполагает деление документов на два класса:
Документы на естественной материальной основе и
Документы на искусственной материальной основе:
Однослойные, в которых подложка и рабочий слой составляют единое целое, и
Многослойные, в которых есть как минимум два слоя.
Существуют также энергетические носители.
По форме материального носителя документы могу быть:
Листовыми представляют собой один или несколько нескрепленных между собой листов любого формата (газета, афиша, плакат и .д.);
Блочными – в виде скрепленных между собой по одному краю листов – страниц (книга, журнал и т.д.);
Карточными – совокупность карт, установленного формата (почтовые, игральные и т.п.);
Ленточными – в виде длинной полосы какого-либо материала (свиток папируса, перфолента и др.);
Дисковыми (магнитный, лазерный диски и др.) и др;
В зависимости от возможности транспортировки материальных носителей документы можно разделить на стационарные (непереносные) и портативные (переносные).
Классификация по способу документирования предполагает деление документов на: рукописные, машинописные, печатные, созданные механическим способом, фото и кинодокументы, магнитные, магнитооптические, голографические, электронные документы.
Материалы о воспитании и обучении:
Содержание, структура и
функции умственного приёма сравнения
Особую роль в организации продуктивной деятельности младших школьников в процессе обучения математике играет прием сравнения. Как один из приемов умственной деятельности является наиболее применяемым в практике обучения математике. Начинать работу по формированию приема сравнения нужно с выделения ...
Виды самостоятельных работ в обучении
В практике обучения каждый тип самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов работ, используемых учителями в системе урочных и внеурочных занятий. Перечислим наиболее распространенные и эффективные из них. 1. Работа с книгой. Это работа с текстом и графическим материалом учебника: ...
Анализ результатов экспериментальной работы
по развитию речи младших школьников при работе с малыми фольклорными жанрами
Под задачами констатирующего эксперимента мы рассматривали следующие положения: диагностика учащихся двух классов; выявление уровня развития речи младших школьников; сравнение результатов, подведение итогов; разработка методик для дальнейшего формирующего этапа. На основе результатов, полученных на ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.