Классификация документов

Страница 1

Н.С. Ларьков выделяет несколько признаков, по которым можно классифицировать документы:

Признаки, отражающие информационно-функциональную сущность документа, положены в основу семантической и функциональной классификаций;

Признаки, связанные с материальной оставляющей документа, являются основанием для классификации материальных носителей документированной информации;

Признаки, обусловленные способом документирования, составили основу классификации по способу документирования;

Признаки, связанные с движением документа в социальном времени и пространстве, легли в основу классификации документов по их бытованию в социальном пространстве и времени .

Схемы, которые берут за основу информационную составляющую документа, называются семантическими классификациями. К ним относят Десятичную классификацию М. Дьюи (ДКД), Универсальную десятичную классификацию (УДК), классификацию Библиотеки Конгресса США, а также Библиотечно-библиографическую классификацию (ББК).

К семантическим классификациям тесно примыкают функциональные классификации, основанием для которых являются специальные функции документов.

В зависимости от приоритета того или иного функционально-целевого признака можно выделить из всей совокупности документов следующие подмножества (классы):

Политические документы, предназначенные для информационного обеспечения органов государственной власти и управления, политических партий и так далее;

Идеологические, в том числе религиозные документы;

Правовые – регулируют сферу правоотношений в обществе;

Управленческие – обеспечивают функционирование и взаимосвязь управляющей и управляемой систем на всех уровнях;

Учётные – бухгалтерские, статистические и тому подобные документы;

Учебные – предназначены для распространения и закрепления знаний, умений, навыков;

Художественные – реализующие художественно-эстетические задачи;

Научные – связаны с исследованиями закономерностей развития природы и общества;

Технические документы – связаны с преобразованием природы и производством материальных благ и так далее.

Группы документов в функциональных классификациях делятся на подгруппы, виды и разновидности. Причем вид документа в них представляет собой основную классификационную единицу. [Ларьков 2006, 268]

Классификация материальных носителей документированной информации предполагает деление документов на два класса:

Документы на естественной материальной основе и

Документы на искусственной материальной основе:

Однослойные, в которых подложка и рабочий слой составляют единое целое, и

Многослойные, в которых есть как минимум два слоя.

Существуют также энергетические носители.

По форме материального носителя документы могу быть:

Листовыми представляют собой один или несколько нескрепленных между собой листов любого формата (газета, афиша, плакат и .д.);

Блочными – в виде скрепленных между собой по одному краю листов – страниц (книга, журнал и т.д.);

Карточными – совокупность карт, установленного формата (почтовые, игральные и т.п.);

Ленточными – в виде длинной полосы какого-либо материала (свиток папируса, перфолента и др.);

Дисковыми (магнитный, лазерный диски и др.) и др;

В зависимости от возможности транспортировки материальных носителей документы можно разделить на стационарные (непереносные) и портативные (переносные).

Классификация по способу документирования предполагает деление документов на: рукописные, машинописные, печатные, созданные механическим способом, фото и кинодокументы, магнитные, магнитооптические, голографические, электронные документы.

Страницы: 1 2

Материалы о воспитании и обучении:

Роль сравнения в развивающем обучении
Термин «развивающее обучение» активно используется в психологической, педагогической и методической литературе. Тем не менее, содержание этого понятия остается до сих пор весьма проблематичным, а ответы на вопрос: «какое обучение можно назвать развивающим?» довольно противоречивы. Это, с одной стор ...

Театральные игры как средство формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с ОНР
Выявлено использование театральных игр для формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с ОНРаРа Использование театральных игр на логопедических занятиях позволяет успешно вести работу по всем этим направлениям. Знакомя детей с содержанием художественных произведений: стихов, потешек, ...

Индивидуальный стиль, педагогическое мастерство и педагогический такт учителя
По глубокому убеждению А.С. Макаренко, овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только п ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru