Понятие «документ». Основные функции, признаки, свойства

Педагогика сегодня » План урока и перспективное планирование » Понятие «документ». Основные функции, признаки, свойства

Страница 3

Документ как целостная система состоит из двух основных слагаемых – информационной и материальной. Отсутствие одной из них превращает документ в недокумент (устную речь, вещь).

План урока представляет собой информацию о ходе урока, целях и задачах, которые ставит перед собой педагог, и закреплен на материальном носителе.

Функциональность документа, т.е. его предназначенность для передачи информации в пространстве и времени.

Документ – полифункциональный объект, он выполняет множество общесистемных и специфических функций, обусловленных разнообразными потребностями общества в информации, знаниях. Именно способность документа выполнять свои сущностные функции позволяет рассматривать его как источник информации, средство социальной документной коммуникации.

На наш взгляд, план урока обладает данным свойством документа, так как несет в себе информацию, которой закреплен процесс обучения, конкретно – урок.

Структурность документа, т.е. тесная взаимосвязь его элементов и подсистем, обеспечивающая его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Всякий документ обладает определенной структурой, последовательным и взаимосвязанным расположением его элементов и подсистем: как текстовой, информационной составляющей, так и материальной составляющей.

Структура – относительно устойчивый способ организации элементов документа как системы. Понятие структуры выделяет, прежде всего, такой момент, как устойчивость, стабильность этого объекта, благодаря чему он сохраняет свое качество при изменении внешних или внутренних условий.

По своей структуре документ может быть простым (элементарным) или составным (сложным). Под простым документом понимается отдельное завершенное сообщение, целостность которого выражается общим содержанием и логикой изложения, зафиксированное на одной единице материального носителя. Составной документ состоит из двух или более сообщений, частей или томов, объединенных общей темой или проблемой, целью, автором и т.п., зафиксированных на нескольких материальных носителях.

Таким образом, структура документа позволяет нам идентифицировать каждый тип и вид документа.

Структура бывает внешняя и внутренняя. Внутренняя – это внутреннее строение документа, набор взаимосвязанных элементов и частей, позволяющих более эффективно искать, воспринимать и использовать содержащуюся в нем информацию. Она объединяет документ в единое целое, подчиняет его внутренние компоненты друг другу и целому. Состав внутренних структурных элементов и частей определяется видом документа. Внешняя структура документа – это его внешняя форма, позволяющая идентифицировать его как вид документа.

Исходя из того, что план урока обладает всеми признаками и свойствами документа, закреплен на материальном носителе и исполняет все функции документа, мы полагаем, что план урока можно считать документом.

Страницы: 1 2 3 

Материалы о воспитании и обучении:

Правила обучения и общения с юношами и девушками
Педагогическая психология подчеркивает важность реализации всех активизирующих интеллектуальную деятельность подростка принципов обучения: его проблематизацию, диалогизацию; индивидуализацию, активно-действенные формы организации усвоения. Содержание учебной деятельности должно включаться в общий с ...

Сравнительный анализ зрительных функций
Анализ результатов констатирующего эксперимента свидетельствует о том, что среди обследованной категории детей с дислексией только 17% имеют нарушения зрительных функций. Данные нарушения проявляются в ошибках узнавания зеркально написанных букв, стилизованных букв, а также неспособности конструиро ...

Сравнительный анализ процесса памяти у нормально развивающихся дошкольников и у детей с различными нарушениями речи
На первом этапе жизни память выступает в элементарной форме - запечатления и узнавания воздействий, жизненно важных для организма. Специалистам (М.И. Касаткиной, М.С. Шехтер) удалось установить, что мозг ребенка с первых дней способен улавливать разницу в раздражителях, дифференцируют их, а следова ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru