Понятие «документ». Основные функции, признаки, свойства

Педагогика сегодня » План урока и перспективное планирование » Понятие «документ». Основные функции, признаки, свойства

Страница 2

Документы, ориентированные снизу вверх от исполнителя и подчиненного к руководителю (жалобы, донесения, рапорты и т.д.).

Функция исторического источника;

Культурная;

Управленческая;

Правовая;

Познавательная;

Образовательная и др.

В целом анализ функций документа позволяет выделить важнейшие совокупные количественные и качественные их характеристики.

Количество функций может быть огромным, поскольку эти функции предопределены его общественно-практическими целями и задачами, число которых может быть неограниченно.

Некоторые функции присущи документу изначально, независимо от воли и желания автора (функции закрепления, передачи, сохранения информации, культурная функция и функция исторического источника). Другими функциями документ наделяется сознательно, в зависимости от конкретных социальных потребностей.

Любой документ многофункционален, то есть обладает одновременно несколькими функциями, переплетенными между собой, поскольку в реальной действительности различные сферы и типы социальной деятельности тесно взаимосвязаны.

Все функции документа можно разделить на:

Функции оперативного характера, время действия которого ограничено (управленческая, правовая, политическая, идеологическая, функция защиты информации).

Функции постоянно действующие, которые обеспечивают историческую и социокультурную преемственность.

С течением времени соотношение между функциями документа меняется, поскольку меняется место и роль документа в социальной сфере, а оперативная информация превращается в ретроспективную.

Плану урока присущи функции закрепления, сохранения и передачи информации, а так же коммуникативная (многостороннего действия), обучающая, планирующая, функция контроля. Следовательно, план урока – многофункциональный документ, как и любой другой.

Чтобы назвать план урока документом, мы должны определить, какими отличительными свойствами и признаками обладает этот документ. В нашей работе мы считаем необходимым упомянуть, что определение признаков и свойств документа только начато в документоведении и требует дальнейшего уточнение как их номенклатуры, так и содержательного наполнения. В нашем исследовании мы будем придерживаться классификации Н.Н. Кушнаренко, поскольку, на наш взгляд, она является наиболее оптимальной.

Н.Н. Кушнаренко выделяет следующие отличительные признаки документа:

Наличие смыслового семантического содержания. Совокупность последовательных знаков, которые передают смысл, содержание документа (сообщение), являются его обязательным признаком.

Стабильная вещественная форма, обеспечивающая долговременную сохранность документа, возможность многократного использования и перемещения информации в пространстве и времени.

Предназначенность для использования в социальной коммуникации. Документный статус имеют лишь те источники, которые изначально предназначены для хранения и передачи информации в пространстве и времени.

Завершенность сообщения. Этот признак обусловлен областью использования документа. Фрагментарное незавершенное сообщение не может быть полноценным документом. Требование завершенности является относительным, поскольку имеется ряд незавершенных сообщений, имеющих особое значение для научных исследований (наброски, черновики, эскизы).

Действительно, план урока обладает всеми этими признаками. Чтобы считать план урока документом, необходимо так же определить, обладает ли он основными свойствами любого документа.

Н.Н. Кушнаренко отмечает следующие свойства (отличительные качества) документа:

Атрибутивность документа, т.е. наличие неотъемлемых слагаемых, без которых он существовать не может.

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Характеристика понятия неравенства. Неравенства с одной переменной
Пусть а и b – два числовых выражения. Соединим их знаком ">" (или <). Получим предложение a > b (или a < b), которое называют числовым неравенством. Например, если соединить выражение 6 + 2 и 13-7 знаком «>», то получим истинное числовое неравенство 6 + 2 > 13 - 7. Если ...

Сущность полового воспитания
Половое воспитание — процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям другого пола. Поэтому в сферу полового воспитания входят не только лишь такие специфические отношения между представителя ...

Методы индивидуальной работы с трудновоспитуемыми детьми в условиях детского дома
Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у него определенных качеств (Б.Т. Лихачев). Од ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru