Понятие «документ». Основные функции, признаки, свойства

Педагогика сегодня » План урока и перспективное планирование » Понятие «документ». Основные функции, признаки, свойства

Страница 2

Документы, ориентированные снизу вверх от исполнителя и подчиненного к руководителю (жалобы, донесения, рапорты и т.д.).

Функция исторического источника;

Культурная;

Управленческая;

Правовая;

Познавательная;

Образовательная и др.

В целом анализ функций документа позволяет выделить важнейшие совокупные количественные и качественные их характеристики.

Количество функций может быть огромным, поскольку эти функции предопределены его общественно-практическими целями и задачами, число которых может быть неограниченно.

Некоторые функции присущи документу изначально, независимо от воли и желания автора (функции закрепления, передачи, сохранения информации, культурная функция и функция исторического источника). Другими функциями документ наделяется сознательно, в зависимости от конкретных социальных потребностей.

Любой документ многофункционален, то есть обладает одновременно несколькими функциями, переплетенными между собой, поскольку в реальной действительности различные сферы и типы социальной деятельности тесно взаимосвязаны.

Все функции документа можно разделить на:

Функции оперативного характера, время действия которого ограничено (управленческая, правовая, политическая, идеологическая, функция защиты информации).

Функции постоянно действующие, которые обеспечивают историческую и социокультурную преемственность.

С течением времени соотношение между функциями документа меняется, поскольку меняется место и роль документа в социальной сфере, а оперативная информация превращается в ретроспективную.

Плану урока присущи функции закрепления, сохранения и передачи информации, а так же коммуникативная (многостороннего действия), обучающая, планирующая, функция контроля. Следовательно, план урока – многофункциональный документ, как и любой другой.

Чтобы назвать план урока документом, мы должны определить, какими отличительными свойствами и признаками обладает этот документ. В нашей работе мы считаем необходимым упомянуть, что определение признаков и свойств документа только начато в документоведении и требует дальнейшего уточнение как их номенклатуры, так и содержательного наполнения. В нашем исследовании мы будем придерживаться классификации Н.Н. Кушнаренко, поскольку, на наш взгляд, она является наиболее оптимальной.

Н.Н. Кушнаренко выделяет следующие отличительные признаки документа:

Наличие смыслового семантического содержания. Совокупность последовательных знаков, которые передают смысл, содержание документа (сообщение), являются его обязательным признаком.

Стабильная вещественная форма, обеспечивающая долговременную сохранность документа, возможность многократного использования и перемещения информации в пространстве и времени.

Предназначенность для использования в социальной коммуникации. Документный статус имеют лишь те источники, которые изначально предназначены для хранения и передачи информации в пространстве и времени.

Завершенность сообщения. Этот признак обусловлен областью использования документа. Фрагментарное незавершенное сообщение не может быть полноценным документом. Требование завершенности является относительным, поскольку имеется ряд незавершенных сообщений, имеющих особое значение для научных исследований (наброски, черновики, эскизы).

Действительно, план урока обладает всеми этими признаками. Чтобы считать план урока документом, необходимо так же определить, обладает ли он основными свойствами любого документа.

Н.Н. Кушнаренко отмечает следующие свойства (отличительные качества) документа:

Атрибутивность документа, т.е. наличие неотъемлемых слагаемых, без которых он существовать не может.

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Методические рекомендации и программы учебных курсов
Основные результаты научных исследований могут как раз отражаться и в методических рекомендациях по той или иной проблеме. Не для кого не секрет то, что как показывает статистика, примерно 32% научных публикаций - это методические рекомендации. Приступая к подготовке методических рекомендаций, след ...

Место спецкурса «Витраж в интерьере» в образовательном процессе
Отличительной особенностью данного спецкурса является изучение декоративно-прикладного искусства в тесной взаимосвязи с дизайнерской деятельностью. Широкое и многообразное внедрение видов творчества в педагогическую практику позволит научить цельно, образно, эстетически воспринимать как произведени ...

Реализация основных положений опытно-экспериментальной методики
Экспериментальное теоретическое исследование состояло из двух этапов: констатирующего и аналитико-поискового. Во время экспериментального исследования систематически анализировались полученные результаты, вносились необходимые коррективы, уточнялась методика. При проведении экспериментального иссле ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru