Понятие «документ». Основные функции, признаки, свойства

Педагогика сегодня » План урока и перспективное планирование » Понятие «документ». Основные функции, признаки, свойства

Страница 1

Для того, чтобы определить, является ли план урока документом, мы должны выяснить, что же такое документ и какими отличительными чертами он обладает.

Сам термин «документ» (documentum) латинского происхождения, производный от слова «docere» - учить, извещать.

На разных этапах истории в разных страх термину «документ» приписывалось разное значение. Например, в Древнем Риме словом documentum первоначально обозначались предметы, которые использовались для обучения. Затем под этим термином стали понимать письменное свидетельство, так как информация, зафиксированная на материальном носителе, выполняла в древности и в эпоху Средневековья роль свидетельства, доказательства. В этом значении термин «документ» использовался до 19 века.

В России термин «документ» в значении «письменное свидетельство» был введен Петром I, хотя и вместо него употреблялись другие термины: «акт», «дело», «бумага».

В 19 веке в словаре В.И. Даля документ понимается как «всякая важная деловая бумага, так же диплом, свидетельство».

К 20 веку было предложено гораздо более широкое толкование понятия «документ» бельгийским учёным, Полем Отле. Он писал: «Документом называется все то, что служит для регистрации, передачи и сохранения воспоминания о каком-либо предмете, или же для того, чтобы представить этот предмет в виде, пригодном для исследования. Так, документами являются: книги, журналы, газеты, письма и вообще корреспонденция; карты, планы, статистические материалы, синоптические таблицы, фотографии, рисунки, диаграммы; документами в широком смысле слова так же будут пробы, образчики, модели предметов, в натуральную величину или в уменьшенном виде.»

В узком, документоведческом смысле дефиниция понятия «документ» закреплена в ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения". ГОСТ Р 51141-98 определяет документ как зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. В нашей работе мы будем придерживаться именно этого определения.

В этом определении нашла отражение прежде всего информационная сущность документа, а так же его связь с материальным носителем.

Под материальной составляющей документа Н.Н. Кушнаренко предлагает понимать вещественную сущность, форму документа, обеспечивающую его способность хранить и передавать информацию в пространстве и времени. Материальную сущность документа определяет носитель информации – материальный объект, специально созданный человеком, посредством которого можно хранить и передавать информацию. В зависимости от формы носителя различают листовые, кодексовые, карточные, ленточные, дисковые и комбинированные документы. План урока зафиксирован на листовом, а так же дисковом носителе.

В документе информация и ее носитель генетически связаны воедино. Основу любого документа составляет документная информация, то есть информация, содержащаяся в документе. Именно информационная составляющая определяет основные функции документа.

М.П. Илюшенко выделяет следующие функции документа:

Функция закрепления, сохранения и передачи (трансляции) информации;

Коммуникативная, в рамках которой выделяют различные категории документов по способу коммуникации:

Двустороннего действия (договорная документация, деловая и личная переписка и т.п.);

Многостороннего действия, рассчитанные на информирование всего человечества (Всеобщая декларация прав человека) или адресованные неопределенному множеству получателей (произведения художественной литературы, искусства и др.);

Документы, ориентированные сверху вниз, то есть от управляющей системы к управляемой, от органа власти, руководителя к исполнителю (законы, приказы, инструкции и т.д.);

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Система работы по формированию непроизвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи средствами дидактических игр
Проведенная нами работа по диагностике детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста показала, что эти дети обладают недостаточным уровнем развития непроизвольной памяти. Следовательно, они нуждаются в создании специальных условий, обеспечивающих развитие памяти. В связи с этим нами была с ...

Пути приобщения младших школьников к искусству слова
В настоящее время в психологии и педагогике ведутся поиски рациональных путей приобщения младших школьников к искусству, ставится проблема усиления влияния художественной литературы на формирование личности школьника. В этой области наметилось два направления. Сторонники одного направления – психол ...

Работа логопедической службы МДОУ с родителями
Совместная работа логопеда с родителями определяет общий успех коррекционного обучения. Логопед систематически встречается с родителями, информирует их об успехах и трудностях в работе с детьми. С этой целью проводятся: родительские собрания, консультации, открытые логопедические занятия, семинары ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru