Понятие «документ». Основные функции, признаки, свойства

Педагогика сегодня » План урока и перспективное планирование » Понятие «документ». Основные функции, признаки, свойства

Страница 1

Для того, чтобы определить, является ли план урока документом, мы должны выяснить, что же такое документ и какими отличительными чертами он обладает.

Сам термин «документ» (documentum) латинского происхождения, производный от слова «docere» - учить, извещать.

На разных этапах истории в разных страх термину «документ» приписывалось разное значение. Например, в Древнем Риме словом documentum первоначально обозначались предметы, которые использовались для обучения. Затем под этим термином стали понимать письменное свидетельство, так как информация, зафиксированная на материальном носителе, выполняла в древности и в эпоху Средневековья роль свидетельства, доказательства. В этом значении термин «документ» использовался до 19 века.

В России термин «документ» в значении «письменное свидетельство» был введен Петром I, хотя и вместо него употреблялись другие термины: «акт», «дело», «бумага».

В 19 веке в словаре В.И. Даля документ понимается как «всякая важная деловая бумага, так же диплом, свидетельство».

К 20 веку было предложено гораздо более широкое толкование понятия «документ» бельгийским учёным, Полем Отле. Он писал: «Документом называется все то, что служит для регистрации, передачи и сохранения воспоминания о каком-либо предмете, или же для того, чтобы представить этот предмет в виде, пригодном для исследования. Так, документами являются: книги, журналы, газеты, письма и вообще корреспонденция; карты, планы, статистические материалы, синоптические таблицы, фотографии, рисунки, диаграммы; документами в широком смысле слова так же будут пробы, образчики, модели предметов, в натуральную величину или в уменьшенном виде.»

В узком, документоведческом смысле дефиниция понятия «документ» закреплена в ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения". ГОСТ Р 51141-98 определяет документ как зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. В нашей работе мы будем придерживаться именно этого определения.

В этом определении нашла отражение прежде всего информационная сущность документа, а так же его связь с материальным носителем.

Под материальной составляющей документа Н.Н. Кушнаренко предлагает понимать вещественную сущность, форму документа, обеспечивающую его способность хранить и передавать информацию в пространстве и времени. Материальную сущность документа определяет носитель информации – материальный объект, специально созданный человеком, посредством которого можно хранить и передавать информацию. В зависимости от формы носителя различают листовые, кодексовые, карточные, ленточные, дисковые и комбинированные документы. План урока зафиксирован на листовом, а так же дисковом носителе.

В документе информация и ее носитель генетически связаны воедино. Основу любого документа составляет документная информация, то есть информация, содержащаяся в документе. Именно информационная составляющая определяет основные функции документа.

М.П. Илюшенко выделяет следующие функции документа:

Функция закрепления, сохранения и передачи (трансляции) информации;

Коммуникативная, в рамках которой выделяют различные категории документов по способу коммуникации:

Двустороннего действия (договорная документация, деловая и личная переписка и т.п.);

Многостороннего действия, рассчитанные на информирование всего человечества (Всеобщая декларация прав человека) или адресованные неопределенному множеству получателей (произведения художественной литературы, искусства и др.);

Документы, ориентированные сверху вниз, то есть от управляющей системы к управляемой, от органа власти, руководителя к исполнителю (законы, приказы, инструкции и т.д.);

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Психологические особенности организации взаимодействия младших школьников
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить и ...

Мир всевозможных игр
Мир игр огромен. Дети познают и решают проблемы жизни через игру. Игра дает детям коммуникативно-познавательные умения, развивает их критическое мышление и культуру полемики, активизирует речевую деятельность, и, требуя напряжения эмоциональных и умственных сил, вместе с тем снимает монотонность пр ...

Вторичная диагностика результатов индивидуальной работы с трудновоспитуемыми детьми в условиях детского дома
Для того, чтобы проверить эффективность нашей работы, мы провели вторичную диагностику. Для этого были использованы те же диагностические методики, которые применялись при первичной диагностике. I) При повторном заполнении "Карты наблюдения Д. Стотта" также была организована совместная ра ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2022 www.lavill.ru