Констатирующий эксперимент проводился на базе МБОУ «Школа №18» г. Элиста в октябре-ноябре 2013 г.
В соответствии с требованиями стандарта начального общего образования 2-3 класс данной школы занимается по программе исходного всеобщего образования по математике для 1-4 классов УМК «Школа России» разработана на основе программы «Математика» М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Бантовой и др.
В исследовании принимали участие 18 детей младшего школьного возраста (2 и 3 классы). Из них экспериментальную группу (ЭГ) составили 9 детей с всеобщим недоразвитием речи (III ярус речевого становления), а в сопоставительную группу (СГ) вошли 9 детей с типичным речевым становлением.
Цель констатирующего эксперимента постижение особенностей усвоения младших учеников с всеобщим недоразвитием речи.
В исследовании ставили задачи:
1) выявить особенности образования словаря математических терминов у младших учеников с всеобщим недоразвитием речи;
2) определить основные направления становления по образованию словаря математических терминов у младших учеников с всеобщим недоразвитием речи.
Способы исследовании: постижение медико-педагогической документации на детей, слежение, констатирующий эксперимент, количественный и добротный обзор полученных данных.
При разработке программы исследовании применялись материалы М.И. Моро, Л.А. Пантелеевой и др.
Программа констатирующего эксперимента объединила 3 серии - обнаружение состояния пассивного резерва математических терминов, энергичного резерва математических терминов, словоизменение числительных.
Таблица математических терминов, которые применяют учащиеся 2-3 классов (по М.И. Моро)
Класс |
Термин |
2 класс |
Выражение, смысл выражения, скобки. Слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность. Угол прямой и непрямой. Прямоугольник, квадрат, периметр. Килограмм, литр, час, минута. Длину ломаной измеряют в см, м, дм. Уравнение, решение уравнения, метод подбора. Компоненты и результаты умножения и деления, первый множитель, второй множитель, произведение, делимое, делитель, частное, знак умножения и деления. Цена, количество, стоимость. |
3 класс |
Компоненты уравнения. Площадь фигуры, квадратный мм, см, дм. Круг, окружность, центр, радиус, диаметр. Доли величины, их сравнения. |
При проведении исследовании применялись:
- способ опроса, предпочтительно в форме беседы (это вопросно-ответный способ исследования). Данный способ использовался с целью постижения состояния навыка словоизменения испытуемых, они обязаны были дать определенный результат на задаваемый вопрос по всему заданию;
- трактование. Данный способ применялся для разъяснения заданий в ходе экспериментальной работы;
- наглядный способ (детям предлагалось разглядеть опорные картинки на соответствующее задание);
Материалы о воспитании и обучении:
Театральные игры как средство формирования речевых и неречевых процессов у
дошкольников с ОНР
Выявлено использование театральных игр для формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с ОНРаРа Использование театральных игр на логопедических занятиях позволяет успешно вести работу по всем этим направлениям. Знакомя детей с содержанием художественных произведений: стихов, потешек, ...
Бизнес-процесс подготовки приема и отправки группы
образовательного тура в колледже
Формирование образовательного тура представляет собой достаточно сложный, многоступенчатый процесс, требующий комплексного, системного анализа и осуществляемый при выполнении ряда условий: проведение маркетингового исследования рынка для определения наиболее выгодных условий для заключения договора ...
Способность мыслить словесно-художественными образами
Методистов очень интересует учебная способность к усвоению литературы, т. е. та способность, которая формируется в процессе систематического школьного обучения и проявляется преимущественно в восприятии литературно-художественного произведения. Так В. П. Ягункова выделила такие основные компоненты ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.