Констатирующий эксперимент проводился на базе МБОУ «Школа №18» г. Элиста в октябре-ноябре 2013 г.
В соответствии с требованиями стандарта начального общего образования 2-3 класс данной школы занимается по программе исходного всеобщего образования по математике для 1-4 классов УМК «Школа России» разработана на основе программы «Математика» М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Бантовой и др.
В исследовании принимали участие 18 детей младшего школьного возраста (2 и 3 классы). Из них экспериментальную группу (ЭГ) составили 9 детей с всеобщим недоразвитием речи (III ярус речевого становления), а в сопоставительную группу (СГ) вошли 9 детей с типичным речевым становлением.
Цель констатирующего эксперимента постижение особенностей усвоения младших учеников с всеобщим недоразвитием речи.
В исследовании ставили задачи:
1) выявить особенности образования словаря математических терминов у младших учеников с всеобщим недоразвитием речи;
2) определить основные направления становления по образованию словаря математических терминов у младших учеников с всеобщим недоразвитием речи.
Способы исследовании: постижение медико-педагогической документации на детей, слежение, констатирующий эксперимент, количественный и добротный обзор полученных данных.
При разработке программы исследовании применялись материалы М.И. Моро, Л.А. Пантелеевой и др.
Программа констатирующего эксперимента объединила 3 серии - обнаружение состояния пассивного резерва математических терминов, энергичного резерва математических терминов, словоизменение числительных.
Таблица математических терминов, которые применяют учащиеся 2-3 классов (по М.И. Моро)
Класс |
Термин |
2 класс |
Выражение, смысл выражения, скобки. Слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность. Угол прямой и непрямой. Прямоугольник, квадрат, периметр. Килограмм, литр, час, минута. Длину ломаной измеряют в см, м, дм. Уравнение, решение уравнения, метод подбора. Компоненты и результаты умножения и деления, первый множитель, второй множитель, произведение, делимое, делитель, частное, знак умножения и деления. Цена, количество, стоимость. |
3 класс |
Компоненты уравнения. Площадь фигуры, квадратный мм, см, дм. Круг, окружность, центр, радиус, диаметр. Доли величины, их сравнения. |
При проведении исследовании применялись:
- способ опроса, предпочтительно в форме беседы (это вопросно-ответный способ исследования). Данный способ использовался с целью постижения состояния навыка словоизменения испытуемых, они обязаны были дать определенный результат на задаваемый вопрос по всему заданию;
- трактование. Данный способ применялся для разъяснения заданий в ходе экспериментальной работы;
- наглядный способ (детям предлагалось разглядеть опорные картинки на соответствующее задание);
Материалы о воспитании и обучении:
Образ учителя в киноповести «Ключ без права передачи»
"Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию" (Л.Н. Толстой ...
Виды проектов
Содержательная специфика проекта определяется по доминирующей в проекте деятельности учащихся. Исследовательские проекты. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначения задач исследован ...
Воспитание лидеров детского коллектива
Для воспитания лидеров детского коллектива при Доме детского творчества была разработана программа «Я - лидер». Программа ориентированна на выявление и реализацию лидерского потенциала подростка. Курс занятий сможет помочь им более полно и объективно осознавать свой лидерский потенциал и пути его р ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.