Реализация основных положений опытно-экспериментальной методики

Страница 1

Экспериментальное теоретическое исследование состояло из двух этапов: констатирующего и аналитико-поискового.

Во время экспериментального исследования систематически анализировались полученные результаты, вносились необходимые коррективы, уточнялась методика.

При проведении экспериментального исследования использовались такие эмпирические методы:

анализ отобранного программного материала, на котором можно реализовать проблему формирования приема сравнения младших школьников;

анализ методов, структуры, форм организации по формированию приема сравнения младших школьников;

изучение психолого-педагогической, методической, философской литературы, анализ накопленного опыта работы учителей по проблеме формирования приема сравнения в начальной школе;

изучение результатов деятельности младших школьников с целью определения уровня знаний и умений младших школьников при изучении отдельных тем.

Цель эксперимента состояла в выяснении содержания, структуры, приемов и форм организации обучения сравнению в начальной школе, что способствовало бы повышению качества всей математической подготовки учащихся начальной школы, а также повлияло на уровень умственного развития учащихся.

На этом этапе изучалась психолого-педагогическая, методическая литература; анализировался накопленный опыт работы учителей начальных классов г. Евпатории; проводился эксперимент на базе средней школы № 6 г. Евпатории.

По результатам диагностики был определен начальный уровень сформированности умственного приема сравнения. Работа состояла из двух тестовых заданий.

На этом этапе в эксперименте участвовали учащиеся 1 класса средней общеобразовательной школы №6 г. Евпатории.

Первый тест «Исключение понятий» предназначен для исследования умения сравнивать, анализировать и классифицировать.

Обследуемым предлагался бланк 17 рядами слов. В каждом ряду четыре слова объединены общим родовым понятием, а пятое к нему не относится. Испытуемые должны найти эти слова и вычеркнуть их.

Василий, Фёдор, Семён, Иванов, Пётр.

Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

Скоро, быстро, поспешно, торопливо, постепенно.

Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

Тёмный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.

Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.

Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный.

Хата, шалаш, дым, хлев, будка.

Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.

Секунда, час, год, вечер, неделя.

Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

Карандаш, ручка, маркер, фломастер, чернила.

Стол, стул, кровать, пол, шкаф.

Тест “Аналогии” использовался для определения степени развития логического мышления, в частности умения сравнивать и находить общие признаки у различных объектов (методика предложена Ю. З. Гильбухом).

Материал:

Ручка (или карандаш) и следующие четыре задания:

Отец – сын,

мать –

(жена, девочка, дочь, сестра)

Страницы – книга,

ветки –

(чтение, листья, буквы, дерево)

Начало – конец,

первый –

(второй, середина, начинать, последний)

Ложка – металл,

тетрадь –

(ученик, ручка, обложка, бумага)

Инструкция для взрослого:

Тестирование можно проводить как индивидуально, так и с группой детей. Ребенку предлагается бланк с заданиями и дается инструкция. Затем необходимо обсудить выполнение следующих пробных заданий:

Автомобиль – бензин,

Троллейбус –

(керосин, электричество, рельсы, провода)

Курица – зерно,

корова –

(теленок, рога, трава, масло)

Если ребёнку трудно выполнить это задание, необходимо использовать приём наводящих вопросов: «Для чего автомобилю нужен бензин?» («Для того, чтобы ездить»), «А что необходимо троллейбусу для его работы?» («Электричество, ток»). Обязательно сделайте обобщающий вывод: «Между словами «автомобиль» и «бензин» существует связь – машина работает на бензине. Следовательно, к слову «троллейбус» подходит слово «электричество», так как между этими словами существует такая же связь, как между словами «автомобиль – бензин». Напомните, что подчеркнуть надо именно слово «электричество».

В задании №2 нужно проверить, понимает ли ребенок, что необходимо подчеркнуть слово «трава», так как курица клюет зерно, а корова ест траву.

Инструкция для ребёнка:

Каждое задание состоит из двух пар слов. Между первой парой слов существует определённая связь. Такая же смысловая связь объединяет вторую пару слов. Однако известно только одно из этой пары. Второе надо выбрать из тех, которые написаны ниже в скобках. Подчеркните это слово и переходите к следующему заданию.

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Образовательный туризм и возможности его использования в процессе подготовки кадров системой среднего профессионального образования
Образовательный туризм особенно эффектен при реализации комплексного подхода к воспитанию, основанного на неразрывности образовательного, воспитательного и оздоровительного процессов, в духовном и физическом развитии учащихся, их подготовке к жизни и труду. Студенты СПО, занимающиеся образовательны ...

Воспитание в коллективе
Понятие «коллектив» в педагогике – объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков. - Общая социально значимая цель. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции ...

Мультимедийные технологии как средство повышения эффективности обучения в школе. Методика работы на интерактивном оборудовании
Объектом изучения темы «Мультимедийные технологии как средство повышения эффективности обучения в школе» являются средства мультимедиа. Предметом изучения данной темы являются возможности средств мультимедиа и перспективы их использования. Мультимедиа - область компьютерной технологии, связанная с ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru