Особую роль в организации продуктивной деятельности младших школьников в процессе обучения математике играет прием сравнения. Как один из приемов умственной деятельности является наиболее применяемым в практике обучения математике.
Начинать работу по формированию приема сравнения нужно с выделения содержания этого приема, т. е. с выделения слагающих его действий.
Сравнение – это прием умственной деятельности учащихся, предполагающий установление сходства или различие между объектами изучения.
В логике сравнение – один из основных приёмов познания внешнего мира и духовных ценностей. Сравнение – важный способ перехода от созерцания к абстрактному мышлению. Познание любого предмета начинается с того, что мы отличаем его от других предметов и устанавливаем его сходство с родственными предметами. В этом проявляются две основные формы, в которых осуществляется сравнение: сопоставление и противопоставление.
Противопоставление – форма сравнения, направленная на уяснение отличительного в предметах и явлениях при выделении существенных признаков и свойств.
Однако только противопоставление, подчеркивающее особенность одного предмета в отличие от другого, по мнению Д.Н. Богоявленского и Н.А. Менчинской, не может обеспечить объединение в группу предметов, имеющих сходные черты. Поэтому при сравнении, проводимом с целью обобщения, противопоставление не может быть отделено от сопоставления.
Сопоставление – форма сравнения, направленная на выделение существенных свойств, общих для ряда объектов.
В мыслительной деятельности ученика противопоставление и сопоставление как формы сравнения выполняются в единстве и являются средством анализа и синтеза изучаемых понятий, фактов, предметов. Но в учебном процессе эти мыслительные операции чаще всего осуществляются последовательно.
По степени полноты различают частичные и полные сравнения.
Суть частичного сравнения в установлении только сходного или только отличительного. Если в объектах находят признаки сходства, то это – сопоставление, если ищут отличие – это противопоставление.
Полное сравнение требует установления сходства и отличия. Частичное сравнение эффективно на этапах восприятия и осмысления знаний, позволяет глубже осознать особенное в изучаемом материале, понять его связь с ранее усвоенными знаниями. Особенно важно различать свойства сходных понятий, чтобы предотвратить ошибки при их применении.
Познавательные задания на противопоставление могут быть такими:
Чем отличается объект А от объекта В?
Каких свойств нет в объекте А по сравнению с объектом В?
какими дополнительными свойствами обладает объект а по сравнению с объектом В?
Чем отличаются формулировки ? Чем отличаются задачи?
С целью обобщения материала школьникам предлагаются задания на сопоставление объектов (нахождение общего).
Полное сравнение эффективно на этапах обобщения и систематизации знаний (См. табл. 1.1).
Таблица 1.1
Уровни сравнения
Уровни сравнения, их сущность |
Действия, входящие в состав приема |
Частичное сравнение – установление только общего, сходного свойства (сопоставление) или только общего, отличительного (противопоставление) в однородных объектах с определенной целью. |
установление цели сравнения; выделение основания для сравнения (одного из общих свойств); отбор только общих (отличных, сходных) свойств в объектах по данному основанию; вывод. |
Полное сравнение – установление существенного общего (сопоставление) и несущественного отличительного (противопоставление) в однородных объектах с определенной целью. |
определение цели сравнения; выделение основания для сравнения; отбор только общих существенных (отличных, сходных) свойств в объектах по данному основанию; формулирование вывода. |
Материалы о воспитании и обучении:
Лидерство как социально-психологический феномен
В обществе развивающейся рыночной экономики успех во многом зависит от умения работать в условиях конкуренции: быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию и на ее основе прогнозировать дальнейший ход событий, принимать адекватные решения и действовать согласно им. Поэтому ...
Методика работы над гравюрой по линолеуму
Линолеум - благодатный материал для любых творческих замыслов: от экслибриса и книжной заставки до большой станковой гравюры как черной, так и цветной. Гравюра на линолеуме способствует развитию пластического видения. Занятие линогравюрой не только интересно, но и полезно тем, что приучает работать ...
Сравнительный анализ особенностей развития
языкового анализа и синтеза
Нарушения овладением процесса чтения часто могут быть связаны с несформированностью слогового анализа и синтеза, анализа предложений, а также фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений. Анализ ответов младших школьников с нарушением речи позволил заключить, что у большинства из ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.