Педагогические условия формирование речи

Страница 2

Так, дети в течение какого-то времени не примечают изменяемости конца родного языка потому, что в воспринимаемом от окружающих языковом материале лексическая основа слова выступает для ребенка непрерывным словесным раздражителем, а флексии - суффиксы, окончания - в качестве меняющегося окружения, которое варьируется в разных сочетаниях с корневым морфом. Флексии в данном случае игнорируются ребенком. Употребляемые детьми лексические основы по своему значению близки к «голому» корню и названы А.Н. Гвоздевым: «аморфные слова-корни».

Употребление форм слов в том виде, в каком они были извлечены из речи окружающих, и комбинирование данных слов с другими такими же словами своего лексикона - основная обоснованность рассматриваемого этапа становления. Усвоив однажды слово, ребенок единообразно использует его для обозначения совершенно различных ситуаций: «эта киса», «дай киса», «нет киса». Не имея в своем словесном арсенале формальных категориальных средств родного языка, дети не способны к словоизменению, а следственно не могут переструктурировать форму слова в связи со своим собственным высказыванием. Данный период, в течение которого дети пользуются в своих высказываниях неизменяемыми аморфными словами - корнями и их комбинациями друг с ином принято называть периодом предложений из аморфных слов-корней. Данный период по времени длится так коротко (с 1г.8мес. до 1г.10мес.), что остается незамеченным множеством изыскателей детской речи.

В данный период становления речи имеет место элизия (пропуск) слогов, отсутствуют многие артикуляционные уклады, отслеживаются пропуски и замещения звуков. Всеобщее число слов в экспрессивной речи типично прогрессирующего ребенка не превышает 100 единиц.

2-й период становления детской речи: от 1 года 10мес. до 3 лет. Это период усвоения грамматической конструкции предложения, связанный с образованием грамматических категорий и их внешнего выражения.

А.Н. Гвоздев подмечает, что на данном этапе дети начинают примечать технику связи слов в предложении. В их речи возникают первые случаи словоизменения. В зависимости от синтаксической конструкции высказывания ребенок начинает грамматически по-разному оформлять одно и то же слово, скажем это кис-а, но дай кис-у и т.п.

Так, у существительных возникают разные падежные окончания и суффиксы уменьшительности и ласкательности, у глаголов начинают употребляться окончания 3-го лица изъявительного наклонения (-ит, -ет).

По словам А.Н. Гвоздева, первые грамматические элементы, которые начинают употреблять дети соотносятся с ограниченным числом обстановок, а именно: с переходностью действия на предмет, местом действия, изредка его орудийностью и др.

В этом периоде найдена увлекательная обоснованность в становлении детской речи, которая состоит в том, что единовременно с возникновением грамматической изменяемости слов, дети перестают применять в речи слова-звукоподражания («ам-ам», «би-би» и т.п.), которыми до того энергично пользовались.

При типичном становлении речи процесс вычленения ребенком морфологических элементов в воспринимаемом им языковом материале имеет нрав резкого прыжка. По данным А.Н. Гвоздева, вычленение морфологических элементов слов осуществляется в возрасте 1года 10 месяцев-2 лет одномоментно у многих разрядов слов. Впрочем всеобщий лексикон невелик: в разряде существительных чуть больше 100 слов, в разряде глаголов - 50, а в разряде прилагательных не больше 25 слов.

Период усвоения грамматической конструкции предложения А.Н. Гвоздев поделил на три этапа:

1-й этап, когда в речи ребенка возникают грамматически верно оформленные предложения типа именительный падеж + координированный глагол в изъявительном наклонении подлинного времени, с положительным оформлением конца слова (мама спит, сидит, стоит и т.п.), при том, что остальные слова аграмматичны. Данный этап назван А.Н. Гвоздевым «Первые формы слов» и длится он от 1г. 10мес. до 2г. 1мес. На данном этапе расширяется объем предложения до 3-4 слов, начинает устанавливаться грамматическая связь между словами, согласование между подлежащим и сказуемым, прогрессирует подчинение глаголу. С 2-х лет возникают прилагательные, но без согласования с существительными, почаще в именительном падеже исключительного числа мужского и женского рода, а также наречия и местоимения.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы о воспитании и обучении:

Динамика переключения внимания у глухих учащихся
Выявление закономерностей и особенностей изменения внимания при его переключении у глухих детей проводилось путем сравнения результатов опытов этой категории испытуемых со слышащими соответствующего возраста, а также путем сопоставления результатов II серии опытов на переключение внимания с результ ...

Требования к художественным произведениям для детей дошкольного возраста
Анализ научной литературы показал, что существуют общие принципы отбора произведений устного народного творчества для дошкольников. Подбор фольклорных произведений во многом зависит от решения воспитательных задач. Можно выделить объективные и субъективные принципы подбора произведений устного наро ...

Сущность полового воспитания
Половое воспитание — процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям другого пола. Поэтому в сферу полового воспитания входят не только лишь такие специфические отношения между представителя ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru