Педагогические условия формирование речи

Страница 2

Так, дети в течение какого-то времени не примечают изменяемости конца родного языка потому, что в воспринимаемом от окружающих языковом материале лексическая основа слова выступает для ребенка непрерывным словесным раздражителем, а флексии - суффиксы, окончания - в качестве меняющегося окружения, которое варьируется в разных сочетаниях с корневым морфом. Флексии в данном случае игнорируются ребенком. Употребляемые детьми лексические основы по своему значению близки к «голому» корню и названы А.Н. Гвоздевым: «аморфные слова-корни».

Употребление форм слов в том виде, в каком они были извлечены из речи окружающих, и комбинирование данных слов с другими такими же словами своего лексикона - основная обоснованность рассматриваемого этапа становления. Усвоив однажды слово, ребенок единообразно использует его для обозначения совершенно различных ситуаций: «эта киса», «дай киса», «нет киса». Не имея в своем словесном арсенале формальных категориальных средств родного языка, дети не способны к словоизменению, а следственно не могут переструктурировать форму слова в связи со своим собственным высказыванием. Данный период, в течение которого дети пользуются в своих высказываниях неизменяемыми аморфными словами - корнями и их комбинациями друг с ином принято называть периодом предложений из аморфных слов-корней. Данный период по времени длится так коротко (с 1г.8мес. до 1г.10мес.), что остается незамеченным множеством изыскателей детской речи.

В данный период становления речи имеет место элизия (пропуск) слогов, отсутствуют многие артикуляционные уклады, отслеживаются пропуски и замещения звуков. Всеобщее число слов в экспрессивной речи типично прогрессирующего ребенка не превышает 100 единиц.

2-й период становления детской речи: от 1 года 10мес. до 3 лет. Это период усвоения грамматической конструкции предложения, связанный с образованием грамматических категорий и их внешнего выражения.

А.Н. Гвоздев подмечает, что на данном этапе дети начинают примечать технику связи слов в предложении. В их речи возникают первые случаи словоизменения. В зависимости от синтаксической конструкции высказывания ребенок начинает грамматически по-разному оформлять одно и то же слово, скажем это кис-а, но дай кис-у и т.п.

Так, у существительных возникают разные падежные окончания и суффиксы уменьшительности и ласкательности, у глаголов начинают употребляться окончания 3-го лица изъявительного наклонения (-ит, -ет).

По словам А.Н. Гвоздева, первые грамматические элементы, которые начинают употреблять дети соотносятся с ограниченным числом обстановок, а именно: с переходностью действия на предмет, местом действия, изредка его орудийностью и др.

В этом периоде найдена увлекательная обоснованность в становлении детской речи, которая состоит в том, что единовременно с возникновением грамматической изменяемости слов, дети перестают применять в речи слова-звукоподражания («ам-ам», «би-би» и т.п.), которыми до того энергично пользовались.

При типичном становлении речи процесс вычленения ребенком морфологических элементов в воспринимаемом им языковом материале имеет нрав резкого прыжка. По данным А.Н. Гвоздева, вычленение морфологических элементов слов осуществляется в возрасте 1года 10 месяцев-2 лет одномоментно у многих разрядов слов. Впрочем всеобщий лексикон невелик: в разряде существительных чуть больше 100 слов, в разряде глаголов - 50, а в разряде прилагательных не больше 25 слов.

Период усвоения грамматической конструкции предложения А.Н. Гвоздев поделил на три этапа:

1-й этап, когда в речи ребенка возникают грамматически верно оформленные предложения типа именительный падеж + координированный глагол в изъявительном наклонении подлинного времени, с положительным оформлением конца слова (мама спит, сидит, стоит и т.п.), при том, что остальные слова аграмматичны. Данный этап назван А.Н. Гвоздевым «Первые формы слов» и длится он от 1г. 10мес. до 2г. 1мес. На данном этапе расширяется объем предложения до 3-4 слов, начинает устанавливаться грамматическая связь между словами, согласование между подлежащим и сказуемым, прогрессирует подчинение глаголу. С 2-х лет возникают прилагательные, но без согласования с существительными, почаще в именительном падеже исключительного числа мужского и женского рода, а также наречия и местоимения.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы о воспитании и обучении:

Классификация изучаемого материала на уроках литературы в 1-м – 3-м классах начальной школы
Чтение является одним из существенных средств воспитания школьников, их всестороннего развития. В определении высокого художественного достоинства произведения для детей мы исходим из высказываний В. Г. Белинского. Он говорил, что «подлинное произведение искусства отличает высокая идея, глубокая нр ...

Уровни общения педагогов и школьников
Под уровнями общения понимают определенные поведенческие проявления, позволяющие судить об особенностях воздействия одного партнера на другого, о характере их взаимодействия. Следует отметить, что в психолого-педагогической литературе описано немало подходов к выделению особенностей общения партнер ...

Создание условий для личностного развития детей при взаимодействии педагогов, детей и родителей в образовательном учреждении
В педагогической литературе и публицистике в последнее время много говорится о формировании единого образовательного пространства как условия полноценного личностного развития учащихся. Чаще всего с содержанием данного понятия связывают мероприятия по созданию взаимосвязанных, согласованных условий ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru