Методика адаптивного физического воспитания детей с отклонениями в интеллектуальном развитии

Страница 1

Общие задачи совпадают с задачами физической культуры здоровых школьников, что отражено в государственных образовательных программах для массовых общеобразовательных и коррекционных школ.

К общим относятся воспитательные, образовательные, оздоровительные задачи и задачи физического развития:

укрепление здоровья, закаливание организма;

обучение основам техники движений, формирование жизненно необходимых умений и навыков;

развитие физических способностей;

формирование необходимых знаний, гигиенических навыков;

воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности;

воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к дисциплине, организованности, ответственности за свои поступки, активности и самостоятельности.

К специальным задачам относятся:

1. Коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, лазанье, упражнениях с предметами и др.:

- согласованности движений отдельных звеньев тела (рук, ног, туловища, головы).

- согласованности выполнения симметричных и асимметричных движений.

- согласованности движений и дыхания.

- компенсация утраченных или нарушенных двигательных функций.

- формирование движений за счет сохранных функций.

2. Коррекция и развитие координационных способностей:

- ориентировки в пространстве.

- дифференцировки усилий, времени и пространства.

- расслабления

- быстроты реагирования на изменяющиеся условия.

- статического и динамического равновесия.

- ритмичности движений.

- точности мелких движений кисти и пальцев.

3. Коррекция и развитие физической подготовленности:

- целенаправленное «подтягивание» отстающих в развитии физических качеств;

- развитие мышечной силы, элементарных форм скоростных способностей, ловкости, выносливости, подвижности в суставах.

4. Коррекция и профилактика соматических нарушений:

- формирование и коррекция осанки.

- профилактика и коррекция плоскостопия.

- коррекция массы тела.

- коррекция речевого дыхания.

- укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

5. Коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей:

- развитие зрительно-предметного, зрительно-пространственного и слухового восприятия.

- дифференцировка зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению.

- развитие зрительной и слуховой памяти.

- развитие зрительного и слухового внимания.

- дифференцировка зрительных, слуховых, тактильных ощущений.

- развитие воображения.

- коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.

6. Развитие познавательной деятельности.

- формирование представлений об элементарных движениях, частях тела, суставах (название, понятие, роль в движении), об упражнениях их технике и влиянии на организм, требованиях к осанке, дыханию, питанию, режиму дня, гигиене тела и одежды, закаливанию, значению движений в жизни человека и самостоятельных занятий.

- расширение и закрепление знаний, основанных на межпредметных связях, являющихся составной частью физических упражнений (формирование пространственных представлений, речевой и коммуникативной деятельности, знакомство с животным миром и т.п.).

7. Воспитание личности умственно отсталого ребенка.

Методы развития физических качеств и способностей.

Многократное выполнение физических упражнений сопровождается не только улучшением качества техники, но и тренирующим воздействием, развитием адаптационных процессов, охватывающих все системы и функции организма. Упорядоченный подбор физических упражнений, регулирование их продолжительности и интенсивности определяют характер и степень воздействия физической нагрузки на организм занимающихся, развитие его отдельных способностей.

Принято различать пять основных физических способностей (качеств): силовые, скоростные, координационные, выносливость и гибкость. Каждой из них присуща специфическая структура, целевая направленность движений, мышечная координация, режим работы и его энергообеспечение. Развитие физических качеств подчиняется общим закономерностям этапности, неравномерности, гетерохронности независимо от пола, возраста, наследственных факторов, состояния здоровья.

В целях направленного развития физических качеств у лиц с ограниченными возможностями используются те же методы, что и для здоровых людей. Так для развития координационных способностей используется широкий круг методических приемов, направленных на коррекцию и совершенствование согласованности движений отдельных звеньев тела, дифференциации усилий, пространства и времени, расслабления, равновесия, мелкой моторики, ритмичности движений и др.

И простые, и сложные упражнения требуют координации: в одном случае нужно точно воспроизвести какое-либо движение или позу, в другом — зрительно отмерить расстояние и попасть в нужную цель, в третьем — рассчитать усилие, в четвертом — точно воспроизвести заданный ритм движения. Проявление координации многолико и всегда выражается в качестве выполнения упражнения, т. е. насколько точно оно соответствует поставленной задаче. Но техника физических упражнений имеет не одну, а несколько характеристик: временную (время реакции, время движения, темп), пространственную (исходное положение, поза, перемещение тела и его звеньев в пространстве, отличающихся направлением, амплитудой, траекторией), пространственно-временную (скорость, ускорение), динамическую (усилия), ритмическую (соразмерность усилий во времени и пространстве).

Страницы: 1 2

Материалы о воспитании и обучении:

Принципы и методы отбора содержания курса информационные технологии
Принципы и методы отбора содержания обучения в вузе на общетеоретическом уровне рассматривались в работах Кузнецова А.А., Кузнецова Э.И. Бешенкова С.А., Жданова С.А, С.А.Архангельского, Е.Л.Белкина, В.И.Кагана, Ю.М.Калягина, В.М.Монахова, А.М.Пышкало и др. По мнению многих авторов, например, А.А.До ...

Методическая разработка учебного занятия
Необходимо, чтобы педагоги строили учебно-воспитательный процесс на основе рационально-эмоционального подхода: предлагали анализировать проблемы реализации прав и свобод человека, давали возможность учащимся выражать свои чувства и эмоциональные переживания. При этом ориентация правового образовани ...

Педагогическое образование в социально-территориальных системах
Особое место в модернизации образования как общественного института должно занимать педагогическое образование всех членов общества и профессиональное образование педагогов. Очевидно, педагогическое образование должно стать неотъемлемой составной частью общего образования для всех, ибо каждый челов ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru