Способы повышения эффективности внимания глухих учащихся

Страница 9

Нами было показано, что процесс переключения приводит к увеличению коэффициентов вариативности, как по числу просмотренных знаков, так и по числу допущенных ошибок. С годами обучения наблюдается снижение индивидуальных различий, т.е. наблюдается дальнейшее развитие внимания у данного контингента испытуемых в целом.

В специальной серии опытов изучались педагогические приемы, помогающие увеличить продуктивность внимания глухих школьников. В связи с этим переменялись различные целевые установки, направленные на увеличение скорости работы и на улучшение ее качества. Установка на повышение количественных результатов привела к значительному увеличению числа просматриваемых знаков, в среднем на 15%. Однако рост скорости сопровождался увеличением числа ошибок, в среднем на 28%, и снижением качественной характеристики внимания. У нескольких учеников целевая установка на увеличение скорости вызвала уменьшение количества просмотренных знаков, но при этом сокращалось число ошибок.

Целевая установка на улучшение качества работы привела к значительному сокращению числа ошибок. Но и здесь были исключения: у некоторых глухих учеников число ошибок увеличилось. Интересно заметить, что у испытуемых при выполнении опытов с установкой на качество работы, как правило, не снижался темп деятельности. В опытах на переключение внимания проявилось также положительное влияние целевой установки на качество работы. При этом объем выполняемой работы остался на прежнем уровне. Лишь у незначительного числа испытуемых дополнительная установка вызывала отрицательный эффект. Очевидно, индивидуальный стиль их работы не допускал эмоционального напряжения, связанного с дополнительным стимулированием. Заметим, что в педагогической практике наблюдались сходные явления.

В целом установка на качество работы достигает поставленной цели: улучшение показателей качества обычно не приводит к снижению темпа деятельности у глухих школьников.

Таким образом, проведенное исследование дает основание для следующих выводов:

На протяжении начального периода школьного обучения у глухих учащихся, как и у слышащих, наблюдается совершенствование основных свойств произвольного внимания - устойчивости и переключения.

На всех этапах начального школьного обучения продуктивность внимания глухих школьников остается более низкой, чем у слышащих сверстников. Эти различия выступают особенно отчетливо при усложнении задания и при переключении внимания.

У глухих школьников в большей мере, чем у слышащих, продуктивность внимания зависит от характера предъявляемого материала (буквы, цифры, фигуры). При изобразительных фигурных тестах глухие школьники точнее устанавливают информационные признаки объектов.

На протяжении рассматриваемого периода обучения индивидуальные различия в скорости работы в значительной степени сохраняются.

Продуктивность деятельности учащихся находится в прямой зависимости от характера и сложности предстоящей работы и от ее субъективного образа (модели), возникающего у учащегося в процессе усвоения инструкции.

В целях обеспечения большей продуктивности внимания глухих школьников необходимо возможно более полная их информированность об условиях предстоящей деятельности. Большое значение для повышения эффективности внимания глухих школьников имеет стимулирование с помощью дополнительных установок. Установка на повышение качественных показателей деятельности приводит к сокращению числа ошибок и обычно не снижает темп работы. При педагогическом воздействии, направленном на повышение продуктивности внимания, необходимо учитывать индивидуальный стиль работы каждого ученика.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 

Материалы о воспитании и обучении:

Становление гендерной идентичности
В структуре гендерной идентичности можно выделить следующие компоненты: когнитивный (познавательный) - осознание принадлежности к определенному полу и описание себя с использованием категорий мужественности-женственности; аффективный (оценочный) - оценка психологических черт и особенностей ролевого ...

Тьюторская практика в школе
Место полноценной тьюторской практике – в возрасте, когда человек готов сам вырабатывать отношение к миру и определять свое место в нем, относится к знанию осознанно и ответственно – в подростковом возрасте, в старшей школе, в студенческую пору, во время повышения квалификации специалиста или смены ...

Игровые педагогические технологии
Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим использовалась с древнейших времен. Широкое при­менение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В учебном процессе школы до недавнего времени использование игры было весьма ограничено. В современно ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru