Способы повышения эффективности внимания глухих учащихся

Страница 9

Нами было показано, что процесс переключения приводит к увеличению коэффициентов вариативности, как по числу просмотренных знаков, так и по числу допущенных ошибок. С годами обучения наблюдается снижение индивидуальных различий, т.е. наблюдается дальнейшее развитие внимания у данного контингента испытуемых в целом.

В специальной серии опытов изучались педагогические приемы, помогающие увеличить продуктивность внимания глухих школьников. В связи с этим переменялись различные целевые установки, направленные на увеличение скорости работы и на улучшение ее качества. Установка на повышение количественных результатов привела к значительному увеличению числа просматриваемых знаков, в среднем на 15%. Однако рост скорости сопровождался увеличением числа ошибок, в среднем на 28%, и снижением качественной характеристики внимания. У нескольких учеников целевая установка на увеличение скорости вызвала уменьшение количества просмотренных знаков, но при этом сокращалось число ошибок.

Целевая установка на улучшение качества работы привела к значительному сокращению числа ошибок. Но и здесь были исключения: у некоторых глухих учеников число ошибок увеличилось. Интересно заметить, что у испытуемых при выполнении опытов с установкой на качество работы, как правило, не снижался темп деятельности. В опытах на переключение внимания проявилось также положительное влияние целевой установки на качество работы. При этом объем выполняемой работы остался на прежнем уровне. Лишь у незначительного числа испытуемых дополнительная установка вызывала отрицательный эффект. Очевидно, индивидуальный стиль их работы не допускал эмоционального напряжения, связанного с дополнительным стимулированием. Заметим, что в педагогической практике наблюдались сходные явления.

В целом установка на качество работы достигает поставленной цели: улучшение показателей качества обычно не приводит к снижению темпа деятельности у глухих школьников.

Таким образом, проведенное исследование дает основание для следующих выводов:

На протяжении начального периода школьного обучения у глухих учащихся, как и у слышащих, наблюдается совершенствование основных свойств произвольного внимания - устойчивости и переключения.

На всех этапах начального школьного обучения продуктивность внимания глухих школьников остается более низкой, чем у слышащих сверстников. Эти различия выступают особенно отчетливо при усложнении задания и при переключении внимания.

У глухих школьников в большей мере, чем у слышащих, продуктивность внимания зависит от характера предъявляемого материала (буквы, цифры, фигуры). При изобразительных фигурных тестах глухие школьники точнее устанавливают информационные признаки объектов.

На протяжении рассматриваемого периода обучения индивидуальные различия в скорости работы в значительной степени сохраняются.

Продуктивность деятельности учащихся находится в прямой зависимости от характера и сложности предстоящей работы и от ее субъективного образа (модели), возникающего у учащегося в процессе усвоения инструкции.

В целях обеспечения большей продуктивности внимания глухих школьников необходимо возможно более полная их информированность об условиях предстоящей деятельности. Большое значение для повышения эффективности внимания глухих школьников имеет стимулирование с помощью дополнительных установок. Установка на повышение качественных показателей деятельности приводит к сокращению числа ошибок и обычно не снижает темп работы. При педагогическом воздействии, направленном на повышение продуктивности внимания, необходимо учитывать индивидуальный стиль работы каждого ученика.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 

Материалы о воспитании и обучении:

Понятие общего недоразвития речи III уровня
Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи III уровня было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н. А. Никашина, ...

Педагогическая деятельность в педагогической системе
Своеобразную трактовку понятия педагогической деятельности дает Л.Ф. Спирин, профессор Костромского государственного педагогического университета, разделяя взгляды на деятельность таких видных ученых, как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.В. Кузьмина, П.С. Граве, О.А. Конопкина, И.С. Ладенко, Г.Л. ...

Значение игры в обучении
Мы подробно рассмотрели сущность и функциях игры — чтобы подчеркнуть тезис о том, что потребность в игре — одна из базовых потребностей человека вообще и ребенка, в частности. А содержание игры варьируется в зависимости от культурной ситуации, в которую погружен ребенок. Некоторые исследователи счи ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru