Способы повышения эффективности внимания глухих учащихся

Страница 8

Нами был дан подробный качественный анализ развития устойчивости внимания испытуемых. Для определения характера допускаемых ошибок было выделено четыре типа ошибок:

1) пропуск релевантного сигнала;

2) выделение нерелевантного сигнала;

3) ошибки при выделении дифференцированного сигнала (этот тип ошибок проявляется во П серии опытов при изучении переключения внимания);

4) пропуск строки (принимался за пропуск релевантного сигнала). Для характеристики контрольной функции внимания испытуемых учитывалась также исправление выделенных нерелевантных сигналов.

Анализ полученных данных позволил установить общую для глухих и слышащих испытуемых тенденцию в возрастной динамике распределения ошибок, проявляющуюся в том, что с годами обучения увеличение числа просмотренных знаков сопровождается уменьшением числа допущенных ошибок.

Анализ качественных результатов устойчивости внимания позволяет утверждать, что глухие школьники значительно чаще, чем слышащие сверстники, допускают ошибки. При этом наибольшая разница между указанными категориями испытуемых наблюдается в опытах с "буквенной" корректурой и наименьшая - в опытах с "фигурной".

Анализ показателей по типу допущенных ошибок показал, что глухие и слышащие испытуемые чаще всего допускают пропуск релевантного сигнала. Следующим по частоте типом ошибок является исправление выделенных нерелевантных сигналов. Относительно редки ошибки при дифференцировочном сигнале и при выделении нерелевантных сигналов.

В младшем школьном возрасте под влиянием внешних воздействий, главным образом обучения, происходят различные изменения в развитии всего процесса произвольного внимания. Однако на этом этапе функция контроля еще не получила своего должного развития. С возрастом контрольная функция учащихся будет совершенствоваться, о чем свидетельствует увеличение числа исправлений.

В своей работе мы рассматривали особенности переключения внимания у глухих школьников.

В работе показывается, что правильная организация педагогического процесса в целом ряде случаев зависит от учета особенностей переключения внимания школьников. Особенно необходимо отметить период усвоения инструкции, так как уже на этом этапе происходит переключение внимания. Процесс усвоения инструкций связан с восприятием различной информации (слуховой, зрительной: демонстрация основных моментов опыта, вспомогательные жесты, дактилирование и др.) и проведением ее в определенную систему, т.е. в процессе восприятия инструкции вырабатывается первичный эталон, модель предстоящей деятельности. Успешность формирования модели зависит от характера и содержания предстоящей деятельности и других систем связей, включающих накопленный опыт, отношение к объекту внимания и др. Эти системы связей либо стимулируют, либо сдерживают переход к новой деятельности.

На первом этапе переработки информации завершается процесс создания модели на основе восприятия объектов внимания и опознания их в соответствии с первичной моделью деятельности. Эта стадия особенно значима у слышащих испытуемых. Для глухих наиболее значимой является стадия усвоения инструкции и создания на ее основе первичной и конечной модели, осуществляемой в виде пробных опытов. В диссертации показано, что формирование модели предстоящей деятельности находится в прямой зависимости от характера данной деятельности, от психофизиологического состояния исполнителя и от источника информации.

Результаты проведенных опытов демонстрируют общие для глухих и слышащих тенденций в развитии и проявлении процесса переключения внимания; увеличение с годами обучения скорости анализа информации. Глухие учащиеся младшего школьного возраста несколько лучше справляются с условиями переключения, чем слышащие сверстники. Вероятно, в успешности переключения внимания глухих испытуемых важную роль сыграли вводные задания, содержащие существенно больший объем образной информации, чем вводные инструкции, предлагаемые слышащим.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Материалы о воспитании и обучении:

Рекомендации воспитателям
Воспитатель любой возрастной группы детского сада использует при организации педагогических контактов с родителями единые формы работы (собрания, беседы, оформление педагогических стендов). Часто родители, желая добра детям слишком активно помогают им, опекают, ожидая сиюминутного положительного ре ...

Воспитательная система школы
Воспитательный процесс в школе является частью широкого процесса формирования личности, который объединяет как обучение и воспитание в школе, так и воспитание в семье, и воздействие микросреды, социального окружения ребенка. Личность человека формируется и развивается в результате воздействия много ...

Содержание методики исследования нарушений чтения у младших школьников
В основу методики констатирющего эксперимента положены современные представления о процессе формирования навыков чтения, о фунциональных системах, о сложных динамических процессах, лежащих в основе чтения. При разработке содержания методики нами были адаптированы приемы и технологии, указанные в ра ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru