Способы повышения эффективности внимания глухих учащихся

Страница 7

Нами изучены основные аспекты динамики развития произвольного внимания у глухих учащихся на протяжении младшего школьного возраста и получены ранее неизвестные данные о характеристиках отдельных форм произвольного внимания этого контингента учащихся. Новым являются также экспериментальные данные о возможностях и путях повышения продуктивности внимания глухих детей под влиянием целевой установки.

Выявленные закономерности развития внимания глухих учащихся могут быть использованы для улучшения режима учебной деятельности этой категории школьников и для оптимизации процесса обучения за счет повышения активности учащихся и регуляции учебной нагрузки. Разработаны педагогические приемы, влияющие на повышение активности внимания глухих школьников.

Для исследования динамики развития основных свойств внимания использовался метод работы с корректурными таблицами. В опытах использовались таблицы трех видов: с изображением "цифр", "фигур" и "букв". В качестве "фигур" предлагались контурные изображения геометрических тел и некоторых других несложных объектов. Длительность выполнения каждой серии составляла две минуты. В I серии изучались особенности устойчивости внимания. Учащимся нужно было определенным образом выделить указанные объекты. Во II серии, в которой изучались особенности переключения внимания, выделяемые объекты менялись. В экспериментах с "буквенной" корректурой вводился дифференцировочный раздражитель.

Это предъявляло дополнительные требования к вниманию испытуемых. Кроме того, были проведены исследования, направленные на повышение эффективности внимания глухих учащихся. Материалы исследования подверглись обработке с применением методов математической статистики.

В нашем исследовании рассматриваются особенности развития устойчивости внимания глухих школьников. Известно, что об устойчивости внимания судят по результатам деятельности, на выполнение которой и направлено внимание. В нашем эксперименте показатели продуктивности деятельности выражены количеством просмотренных знаков корректуры и числом допущенных ошибок. В целях выявления возрастных изменений устойчивости внимания произведен сравнительный анализ таких показателей в группах испытуемых различного возраста, а также произведено сопоставление показателей опытов глухих и слышащих сверстников.

Мы анализировали средние показатели количества просмотренных знаков и числа допущенных ошибок между классами, а также между девочками и мальчиками одного класса. Результаты анализа показали отсутствие значимых различий в группах испытуемых, разделенных по признаку пола, а также между смежными классами.

Экспериментально выявлена общая для глухих и слышащих испытуемых тенденция к увеличению с годами обучения количественных показателей устойчивости внимания.

Данные в исследованиях с "буквенной" и "цифровой" корректурами свидетельствуют о некотором запаздывании развития скорости слежения у глухих учащихся в младшем школьном возрасте. Однако эти различия статистически (p<0,1) не существенны.

Иная картина наблюдается у глухих учащихся в опытах с "фигурной" корректурой. На протяжении рассматриваемого периода обучения количество просмотренных глухими учащимися знаков несколько выше, чем у слышащих. Успешность работы глухих в этом случае связана с характером предъявляемых объектов и свидетельствует о преимуществе глухих в установлении комплекса информативных признаков объектов, содержащихся в "фигурной" таблице. Очевидно, визуальный анализатор глухих приспосабливается к более быстрому и адекватному улавливанию информационных признаков, в ряде случаев менее значимых для слышащих и адресованных преимущественно к первой сигнальной системе.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Материалы о воспитании и обучении:

Модель личности россиянина-дальневосточника
Развитие организма и психики (тела и души) россиянина-дальневосточника в образовании зависит не только от целенаправленного воспитания и обучения, но и от особенностей ландшафта, природного окружения, климата, геополитического положения, социума, демографической ситуации, культуры, истории развития ...

Использование метода проектов в старших классах
Приёмы организации проектной деятельности остаются прежними. Но, по сравнению с базовым курсом, для учителя и учащихся появляются дополнительные возможности использования метода проектов. А именно: большинство учащихся уже имеют навыки работы на ПК; изучение предметов становится более целенаправлен ...

Назначение, функции плана. Требования к планированию
Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения постав ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru