Способы повышения эффективности внимания глухих учащихся

Страница 6

Следует подчеркнуть, что установка на улучшение качества внимания (табл. 19) при его переключении вызвала у всех испытуемых снижение числа ошибок. Среднее число неправильно выполненных действий упало с 14 до 4,7, т.е. снизилось почти в 3 раза.

Интересно, что улучшение качественных результатов протекает при той же самой скорости деятельности, т.е. объем выполненной работы оставался на том же самом уровне, что и в основном эксперименте. Эти же наблюдения были сделаны и в исследованиях, направленных на изучение устойчивости внимания, что особенно свидетельствует о положительном влиянии установки. При этом важно отметить, что во II серии опытов число объектов, подлежащих выделению, было гораздо больше, чем в I серии и сама деятельность являлась более сложной.

Таким образом, результаты опытов с целевой установкой показали ее позитивную роль на обеспечение выполнения всей деятельности: у испытуемых наблюдается как общий рост количественных, так и улучшение качественных результатов устойчивости и переключения внимания. Причем установка на улучшение качества деятельности приводит, по нашим данным, к заметно лучшим результатам по всему комплексу показателей. При этом улучшается не только селективность внимания, но и такой общий показатель внимания как его продуктивность.

Итог исследования особенностей развития произвольного внимания у глухих учащихся может быть сведен к следующим положениям.

В последнее время в школах для глухих детей создается новая система обучения, предусматривающая решение проблемы среднего образования для данного контингента учащихся. В исследованиях, посвященных специальной педагогике и психологии, в широком объеме разрабатываются новые методы и приемы обучения, направленные на повышение эффективности усвоения знаний глухими учащимися. Для совершенствования системы образования глухих детей актуальным является поиск резервов их психического развития и путей наиболее эффективного использования этих резервов в учебно-воспитательном процессе.

Одной из основных характеристик активности психической деятельности школьников, имеющих важное значение для их обучения, является степень развития произвольного внимания. Между тем в специальной литературе проблема произвольного внимания у глухих освещена еще недостаточно. Исследованиями советских дефектологов показано, что поражение слухового анализатора приводит к своеобразию развития познавательной деятельности в целом. Это дает основание полагать, что глухим присущи некоторые особенности и в развитии их внимания. Такое предположение обосновано рядом исследований, связанных с изучением работоспособности, а также непосредственно с изучением отдельных свойств внимания глухих учащихся. Однако в этих работах проблема развития внимания у глухих учащихся является основным объектом специального исследования и развитие произвольного внимания не прослеживается достаточно исчерпывающе на протяжении всего периода обучения. Еще в меньшей мере изучены основные свойства произвольного внимания глухих школьников - устойчивость и переключение, занимающие ведущую роль в учебной деятельности. Для современных сурдопедагогических исследований, направленных на совершенствование учебного процесса, на определение оптимальной учебной нагрузки школьников, на повышение их активности в учении и, следовательно, на повышение эффективности методов обучения, большое значение имеет изучение динамики развития внимания и отдельных его свойств (устойчивость и переключение) у глухих школьников в период школьного обучения.

В задачу исследования входило выявление закономерностей и особенностей развития основных свойств внимания (устойчивости, переключения) у глухих учащихся начальных классов; рассмотрение индивидуальных особенностей внимания глухих школьников; определение путей развития свойств внимания у глухих школьников в процессе учебной деятельности,

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Материалы о воспитании и обучении:

Формирование личности в коллективе — ведущая идея в гуманистической педагогике
Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и спос ...

Воспитание детей с отклонением в развитии в семье
Л.С. Выготский («Мышление и речь» 1983г.) считал социальное воспитание аномального ребенка, основанное на методах социальной компенсации, его природного недостатка, единственным научно состоятельным и верным путем. По мнению автора культурно-исторической теории, это означает включение ребенка в раз ...

Типовой учебный план
Типовой учебный план – это документ, предназначенный для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровня подготовки выпускных учебных заведений средне специального образования. Он определяет общий перечень дисциплин, и обязательные объемы времени для их реализации, виды и миним ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru