Целевая установка на улучшение качества (табл.17) работы приводит к значительному сокращению числа допущенных ошибок. Среднее число ошибок в этой серии опытов сокращается в 2 раза и достигает в среднем 2,6. Однако и в данном случае у двоих испытуемых (8 и II) зафиксировано увеличение количества ошибок,
При этом у некоторых испытуемых (8) увеличение числа ошибок сопровождалось увеличением числа просмотренных знаков (на 25 знаков). Важно отметить, что у всех испытуемых, как правило, не снижался темп работы. На фоне улучшения качественных результатов объем выполненной работы оставался на прежнем уровне и составил в среднем 275-277 знаков.
Таким образом, целевая установка, направленная на улучшение качества работы, интенсифицировала всю деятельность в целом.
Таблица 18
Влияние установки на скорость работы в опытах, направленных на изучение переключения внимания
№ П\П |
Основная серия |
Контрольная серия | ||
Кол-во знаков |
Кол-во ошибок |
Кол-во знаков |
Кол-во ошибок | |
1 |
87 |
4 |
160 |
3 |
2 |
217 |
10 |
242 |
9 |
3 |
134 |
15 |
216 |
6 |
4 |
172 |
14 |
168 |
5 |
5 |
120 |
8 |
120 |
4 |
6 |
139 |
16 |
239 |
24 |
7 |
148 |
13 |
167 |
11 |
8 |
193 |
12 |
234 |
24 |
Среднее |
151 |
11 |
193 |
10,75 |
Во второй серии опытов изучалось влияние установки на качественные и количественные характеристики внимания при переключении на новые объекты.
Установка на увеличение скорости слежения (табл.18) при переключении внимания положительно отразилась, как и в опытах по изучению устойчивости внимания, на конечных результатах испытуемых. В основных опытах среднее количество просмотренных знаков составило 151 знак.
В результате влияния установки скорость работы значительно возросла, и увеличение в среднем составило 42 знака. Нужно, однако, отметить, что у двоих испытуемых (4 и 5) не прослеживалось явного влияния установки на увеличение скорости восприятия. Вместе с тем видно, что количество допущенных ошибок у этих учеников значительно уменьшилось.
Материалы о воспитании и обучении:
Особенности развития творческих способностей дошкольников
Характерной особенностью расширения проблематики исследований развития творческой личности в системе образования в последние годы стал значительный рост числа работ, в которых изучается индивидуальность и особенности ее становления в различном возрасте. Особенно интересными и практически значимыми ...
Анализ результатов формирующего эксперимента
В формирующем эксперименте принимали участие ранее обследованные дети логопедических групп. Были сформированы экспериментальная и контрольная группы. Специально организованная работа проводилась в период с 01.10.2010 по 30.05.2011г. по программе «Речь+театр». Данная программа разрабатывалась и адап ...
Системе учебных заданий по обучению решения
неравенств младших школьников
Учебные задания являются основным средством организации учебной деятельности учащихся. В них находят отражение цели, содержание, методы и формы обучения. Задания непосредственно выходят на ученика, обусловливая характер его учебных действий. Поэтому содержание, формулировка и система учебных задани ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.