Способы повышения эффективности внимания глухих учащихся

Страница 2

Так, из указанной группы испытуемых у 13 наблюдалось в I серии опытов (устойчивость внимания) от 5 до 10 ошибок, а во II серии опытов (переключение внимания) у всех испытуемых, кроме одного, имело место еще большее количество ошибок (от 7 до 30).

Эксперименты, направленные на повышение эффективности внимания глухих учеников, предусматривали проведение двух серий опытов. В каждой серии опытов задавалась установка, нацеливающая учащихся на улучшение количественных ("Кто больше?") либо качественных показателей работы ("Работай без ошибок!"). Опыты проводились с группами испытуемых состоящих не более 2 или 3 человек.

Испытуемым раздавались таблицы с написанными заданиями "Кто больше?", "Работай без ошибок!" и давались соответствующие указания по инструкции. Содержание инструкции включало: внимательно просматривай каждую строчку слева направо, как читаешь книгу, постарайся как можно лучше, без ошибок, как можно быстрее вычеркивать буквы "X" и "И" одной косой чертой. При этом экспериментатором демонстрировались нужные действия. Затем, спросив детей об усвоении инструкции, давалась команда начать работу, и включался секундомер.

При ознакомлении испытуемых с характером задания, мы старались создать у них положительную мотивацию в отношении нового эксперимента. В эксперимент вводился также элемент соревнования. Испытуемые хорошо знали результаты, полученные ими в предыдущей серии. Сообщались также результаты и их товарищей.

Мы учитывали, что в последующих опытах у учащихся отчасти сохраняется целевая установка предыдущих экспериментов. Для того чтобы исключить влияние очередности создаваемых в опытах установок на общие результаты деятельности нами была использована перекрестная методика проведения учащихся через различные серии испытаний: одним ученикам в первую очередь давалась установка, предусматривающая повышение скорости работы, а затем - установка, направленная на улучшение ее качества. Другой группе учеников задание давалось в обратном порядке: вначале предусматривалось качество работы, а затем ее скорость.

Как показали наши наблюдения введение указанной установки - лучше справиться с заданием - сыграло немаловажную роль в изменении мотивов деятельности. Кроме того, во время выполнения задания, можно было наблюдать признаки эмоционального переживания в связи с успехом или неуспехом в работе.

Исследование, направленное на повышение эффективности внимания глухих учащихся, проводилось на материале "буквенных" корректурных таблиц, представляющих наибольшую сложность для этого контингента испытуемых. Методика и отработка условий инструкций велась аналогично основному эксперименту по исследованию устойчивости и переключению внимания. Однако надо отметить, что в последних опытах в значительной мере сократился объем даваемых учащимся разъяснений. Глухие испытуемые нередко сами отказывались от предложенных им пробных опытов, поскольку инструкция была хорошо ими усвоена.

В таблицах 16, 17, 18 отображены результаты опытов, направленных на интенсификацию внимания глухих школьников с помощью указанной целевой установки. В представленных таблицах видны различия между итогами основных опытов по изучению внимания с установкой на количественный и качественный результат (контрольные опыты).

Результаты сопоставления средних арифметических показателей совпадают с ожидаемыми, т.е. различия в результатах опытов были в большой степени связаны с характером установки. Так, если испытуемым давалась целевая установка на увеличение скорости слежения, то и ожидаемые результаты были связаны с показателями, характеризующими скорость прослеживания, а именно с количеством просмотренных знаков за единицу времени. Действительно, установка на количественные результаты привела к значительному увеличению числа просмотренных знаков (табл.16).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы о воспитании и обучении:

Классификация современных информационных технологий
Существующие в настоящее время ИТ классифицируются по различным признакам. ИТ, в частности, различаются по типу обрабатываемой информации, но могут объединяться в интегрированные технологии. любая классификация в известной мере условна, поскольку большинство этих ИТ позволяет поддерживать и другие ...

Приемы и методы активизации внимания младших школьников
Активные методы обучения – понятие, используемое в традиционной дидактике, для обозначения способов и приемов педагогического воздействия, которые побуждают учащихся к мыслительной (интеллектуальной) активности, к проявлению творческого подхода к поиску истины (диалог, дискуссия, полемика): • драма ...

Функции тьютора в работе с обучающимися
У тьютора в работе с обучающимися возникают вполне опре­деленные задачи, которые можно представить в виде последовательности (рис. 1). Рис. 1. Последовательность основных типов задач тьюторов по отношению к обучающимся Рассмотрим действия тьютора в ходе решения этих типовых (стандарт­ных) задач в о ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru