Способы повышения эффективности внимания глухих учащихся

Страница 2

Так, из указанной группы испытуемых у 13 наблюдалось в I серии опытов (устойчивость внимания) от 5 до 10 ошибок, а во II серии опытов (переключение внимания) у всех испытуемых, кроме одного, имело место еще большее количество ошибок (от 7 до 30).

Эксперименты, направленные на повышение эффективности внимания глухих учеников, предусматривали проведение двух серий опытов. В каждой серии опытов задавалась установка, нацеливающая учащихся на улучшение количественных ("Кто больше?") либо качественных показателей работы ("Работай без ошибок!"). Опыты проводились с группами испытуемых состоящих не более 2 или 3 человек.

Испытуемым раздавались таблицы с написанными заданиями "Кто больше?", "Работай без ошибок!" и давались соответствующие указания по инструкции. Содержание инструкции включало: внимательно просматривай каждую строчку слева направо, как читаешь книгу, постарайся как можно лучше, без ошибок, как можно быстрее вычеркивать буквы "X" и "И" одной косой чертой. При этом экспериментатором демонстрировались нужные действия. Затем, спросив детей об усвоении инструкции, давалась команда начать работу, и включался секундомер.

При ознакомлении испытуемых с характером задания, мы старались создать у них положительную мотивацию в отношении нового эксперимента. В эксперимент вводился также элемент соревнования. Испытуемые хорошо знали результаты, полученные ими в предыдущей серии. Сообщались также результаты и их товарищей.

Мы учитывали, что в последующих опытах у учащихся отчасти сохраняется целевая установка предыдущих экспериментов. Для того чтобы исключить влияние очередности создаваемых в опытах установок на общие результаты деятельности нами была использована перекрестная методика проведения учащихся через различные серии испытаний: одним ученикам в первую очередь давалась установка, предусматривающая повышение скорости работы, а затем - установка, направленная на улучшение ее качества. Другой группе учеников задание давалось в обратном порядке: вначале предусматривалось качество работы, а затем ее скорость.

Как показали наши наблюдения введение указанной установки - лучше справиться с заданием - сыграло немаловажную роль в изменении мотивов деятельности. Кроме того, во время выполнения задания, можно было наблюдать признаки эмоционального переживания в связи с успехом или неуспехом в работе.

Исследование, направленное на повышение эффективности внимания глухих учащихся, проводилось на материале "буквенных" корректурных таблиц, представляющих наибольшую сложность для этого контингента испытуемых. Методика и отработка условий инструкций велась аналогично основному эксперименту по исследованию устойчивости и переключению внимания. Однако надо отметить, что в последних опытах в значительной мере сократился объем даваемых учащимся разъяснений. Глухие испытуемые нередко сами отказывались от предложенных им пробных опытов, поскольку инструкция была хорошо ими усвоена.

В таблицах 16, 17, 18 отображены результаты опытов, направленных на интенсификацию внимания глухих школьников с помощью указанной целевой установки. В представленных таблицах видны различия между итогами основных опытов по изучению внимания с установкой на количественный и качественный результат (контрольные опыты).

Результаты сопоставления средних арифметических показателей совпадают с ожидаемыми, т.е. различия в результатах опытов были в большой степени связаны с характером установки. Так, если испытуемым давалась целевая установка на увеличение скорости слежения, то и ожидаемые результаты были связаны с показателями, характеризующими скорость прослеживания, а именно с количеством просмотренных знаков за единицу времени. Действительно, установка на количественные результаты привела к значительному увеличению числа просмотренных знаков (табл.16).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы о воспитании и обучении:

Состояние индивидуальной работы с трудновоспитуемыми детьми в условиях детского дома
В процессе предупреждения и преодоления трудновоспитуемости педагогическая диагностика выполняет комплексные функции. Сложный мир современного ребенка, его неповторимость, своеобразие, специфика проявления личностных качеств делают обязательной постоянную педагогическую диагностику, что совершенно ...

Методика проведения родительского собрания
Осуществляя педагогическое руководство семейным воспитанием, педагог использует такие традиционные коллективные формы работы с родителями как обще клубные и кружковые родительские собрания. Родительское собрание – это не просто форма связи семьи и учреждения дополнительного образования, это универс ...

Роль субъективных и объективных факторов в формировании познавательных способностей старшеклассников
В воспроизводящей и творческой деятельности учащихся, в том числе в процессе преподавания и изучения истории таджикского народа следует различать субъективные и объективные факторы, от которых во многом зависит качество формирования и развития познавательных способностей учащихся. Как известно, к с ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru