Способы повышения эффективности внимания глухих учащихся

Страница 1

Известно, что внимание учащихся является одним из существенных факторов, определяющих успешность обучения. В связи с этим понятны усилия психологов и педагогов, направленные на повышение эффективности произвольного внимания учеников в процессе школьного обучения и в частности, на выработку навыков достаточно длительного поддержания внимания в состоянии, которое обеспечивало бы адекватное выполнение соответствующего вида деятельности.

В исследованиях Н.Ф. Добрынина, Б.Г. Ананьева, И.В. Страхова и др. проблема воспитания внимания решается преимущественно на основе понимания внимания как направленности и сосредоточенности психической деятельности индивида. Воспитывать внимание рекомендуется этими авторами посредством воспитания личности в целом. Большое место в этих рекомендациях занимают вопросы, связанные с формированием интересов, развития познавательной деятельности школьника. Особо выделено воспитание таких черт личности как чувство ответственности, умение ставить и реализовывать полезные для общества цели деятельности. Наряду с этим рекомендуется развивать внимание учащихся посредством общей организации процесса обучения и воспитания.

Необходимо рассматривать также и некоторые частные факторы, влияющие на формирование внимания школьников. К таким факторам можно отнести общую организацию урока, укрепление дисциплины, чувство ответственности и др. Степень развития внимания учащихся мы рекомендуем учитывать в процессе проведения школьного урока. Внимание зависит от способов организации отдельных моментов урока: это темп всего урока, от методов и форм опроса и объяснения нового материала. При этом необходимо рассмотреть и сами педагогические приемы, от которых зависит активность непроизвольного и произвольного внимания учащихся.

П.Я. Гальперина говорил о том, что внимание рассматривается как форма психической деятельности и представляет собой действие контроля, доведенного до уровня "идеального" и автоматизированного действия. Такое понимание природы внимания ставит вопрос о возможностях его специального целенаправленного воспитания, т.е. в данном случае можно говорить о формировании внимания.

Невнимательность школьников связана преимущественно с неполноценным формированием функции контроля в условиях, когда эта функция складывается стихийно. Как всякое автоматизированное умственное действие, действие контроля должно формироваться поэтапно. На первом этапе испытуемым необходимо задать полную ориентировочную основу действия, которым нужно было овладеть. Формирование функции контроля, т.е. переход с одного этапа на другой, осуществляется таким же образом, как и при формировании других умственных действий.

Важным моментом в воспитании внимания учащихся является организация работы учителей (высокое мастерство и качество преподавания и др.).

Наконец, существует еще одна концепция воспитания внимания, имеющая особое значение. Эта концепция сформулирована в рамках теории установки

(Д.Н. Узнадзе). В настоящее время эта концепция продолжает разрабатываться как советскими, так и зарубежными психологами. А.Г. Асмолов рассматривает в рамках теории деятельности уровневую природу установок и их роль в регуляции деятельности.

В нашем исследовании мы пытались проследить влияние целевой установки на количественные и качественные результаты проявления производственного внимания испытуемых. Замысел данного эксперимента состоял в установлении возможности использования элементов целевой установки в педагогическом процессе.

С этой целью через месяц после проведения основных экспериментов были отобраны 19 учащихся младшего школьного возраста (2 и 3 классы) ГОУ ТОС (К) О школы-интерната для глухих и слабослышащих детей г. Тулы. К эксперименту привлекались те учащиеся, которые допустили большое количество ошибок в основных опытах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Профессиональные качества
Педагог не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога: высокая гражданская ответственность и социальная активность; лю ...

Особенности развития устойчивости внимания глухих учащихся
В условиях продолжительных нагрузок в учебной и трудовой деятельности способность к сохранению длительного сосредоточения внимания и адекватного его переключения является важным фактором, обеспечивающим эффективность протекания умственной и физической работы. При характеристике внимания как сложног ...

Историко-методологические основы проблемы становления и развития среднего профессионального образования
Истоки возникновения среднего профессионального образования в целом и средних специальных учебных заведений в частности, тесным образом связаны с появлением ещё в средние века (XI – XV вв.) системы городских цехов различного профиля, возникших прежде всего там, где был высок спрос на производство о ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru