Индивидуальные особенности переключения внимания глухих учащихся

Педагогика сегодня » Особенности развития произвольного внимания глухих учащихся начальной школы » Индивидуальные особенности переключения внимания глухих учащихся

Индивидуальные особенности переключения внимания исследовались по тем же критериям, что и устойчивость внимания: по признаку пола и коэффициенту вариативности.

Индивидуальные особенности переключения внимания по признаку пола выявлялись путем сравнения среднеарифметических показателей количества просмотренных знаков и допущенных при этом ошибок (в пересчете на 200 знаков). Такое сравнение проводилось по трем видам корректурных таблиц.

Сравнение показало, что у глухих учащихся так же, как и у слышащих между мальчиками и девочками наблюдаются лишь некоторые различия в показателях переключения внимания. Даже детальное рассмотрение количественных и качественных результатов не позволило обнаружить определенную тенденцию в распределении этих показателей между мальчиками и девочками. Наблюдаемые при этом различия не являются статистически значимыми (t=0,90; t=0,85; t=0,78).

Таким образом, данные, характеризующие переключение внимания по признаку пола, не существенны и не отличаются от соответствующих данных, определяющих по этому же признаку устойчивость внимания у глухих детей и подробно описанных нами выше.

Одной из характеристик индивидуальных особенностей переключения внимания являются коэффициенты вариативности числа просмотренных знаков и допущенных ошибок. Как видно из таблиц 12, 13, 14 у глухих и слышащих испытуемых в период начального обучения коэффициенты вариативности претерпевают существенные изменения. С возрастом испытуемых, по мере увеличения числа просмотренных ими знаков, уменьшаются коэффициенты вариативности, т.е. наблюдается сглаживание индивидуальных различий внимания при его переключении. Коэффициент вариативности индивидуальных различий у глухих учащихся в "цифровой" корректуре не изменяется 32%, в "фигурных" с 29% до 23%, "буквенной" с 26% до 25%. У слышащих школьников соответственно: с 29% до 25%, с 31% до 23%, с 34% до 24%.

К числу специфических особенностей, связанных с переключением внимания и отличающих их от тех, которые были получены в серии экспериментов, где изучалась устойчивость внимания, можно отнести, прежде всего, снижение скорости переработки информации, и увеличение тем самым индивидуальных различий испытуемых. Так, при сравнении таблиц 1, 2, 3, отражающих результаты опытов по исследованию устойчивости внимания, и таблиц 12, 13 и 14, где приведены данные переключения внимания, видна разница между коэффициентами вариативности в указанных опытах.

На примере "буквенной" корректуры рассмотрим влияние переключения внимания на результаты работы глухих и слышащих учащихся. Средний объем, выполненный работы составил в 1-ой серии опытов у глухих учащихся 1 класса 170 знаков. При этом коэффициенты вариативности достигал 20%. Во II серии опытов скорость слежения в этих классах падала до 133 знаков и коэффициенты вариативности увеличивались до 26%. У слышащих испытуемых были получены следующие результаты: 1 класс - объем выполненной работы в I серии опытов - 174 знака, коэффициент вариативности - 24%, во II серии - объем работы равнялся 109 знакам, коэффициент вариативности - 34%. Аналогичная картина наблюдается и в опытах с "цифровой" и "фигурной" корректурами.

Другим показателем, характеризующим индивидуальные особенности переключения внимания учащихся, являются коэффициенты вариативности числа допущенных ошибок. Как уже отмечалось, переключение внимания влечет за собой значительное увеличение числа допущенных ошибок у глухих и слышащих испытуемых. По общему количеству допущенных ошибок глухие школьники превосходили слышащих сверстников.

Сравнение коэффициентов вариативности I и II серии опытов, прежде всего, показало, что переключение внимания приводит к значительному увеличению индивидуальных различий у большинства глухих и слышащих учащихся. Лишь у части испытуемых наблюдается снижение коэффициентов вариативности. Это еще раз, на наш взгляд, указывает на наличие определенных индивидуальных особенностей у испытуемых, проявляющихся при переключении их внимания.

Результаты работы, связанные с выполнением задания на переключение внимания, во многом зависят от условий и характера предлагаемой деятельности.

Материалы о воспитании и обучении:

Чтение как сложный психофизиологический процесс
Чтение является одной из основных форм речевой деятельности, выполняющей важнейшие социальные функции. Значение чтения заключается в обогащении человека знаниями, в формировании и нравственном воспитании личности. Чтение является сложным психическим процессом и прежде всего процессом смыслового вос ...

Личность дошкольника с нормальным развитием речи
Рассматривая понятие «личность» можно сделать вывод о том, что личностью не рождаются, а становятся. С этой точкой зрения сегодня согласно большинство психологов. Однако по вопросу о том, каким законам подчиняется развитие личности, существуют различные точки зрения. Эти расхождения вызваны различн ...

Особенности переключения внимания глухих учащихся
Правильная организация педагогического процесса во многом зависит от учета особенностей переключения внимания школьников. В связи с этим особую значимость представляет изучение особенностей и закономерностей развития данного свойства внимания у глухих учащихся. В нашем исследовании мы исходим из оп ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru