Индивидуальные особенности переключения внимания глухих учащихся

Педагогика сегодня » Особенности развития произвольного внимания глухих учащихся начальной школы » Индивидуальные особенности переключения внимания глухих учащихся

Индивидуальные особенности переключения внимания исследовались по тем же критериям, что и устойчивость внимания: по признаку пола и коэффициенту вариативности.

Индивидуальные особенности переключения внимания по признаку пола выявлялись путем сравнения среднеарифметических показателей количества просмотренных знаков и допущенных при этом ошибок (в пересчете на 200 знаков). Такое сравнение проводилось по трем видам корректурных таблиц.

Сравнение показало, что у глухих учащихся так же, как и у слышащих между мальчиками и девочками наблюдаются лишь некоторые различия в показателях переключения внимания. Даже детальное рассмотрение количественных и качественных результатов не позволило обнаружить определенную тенденцию в распределении этих показателей между мальчиками и девочками. Наблюдаемые при этом различия не являются статистически значимыми (t=0,90; t=0,85; t=0,78).

Таким образом, данные, характеризующие переключение внимания по признаку пола, не существенны и не отличаются от соответствующих данных, определяющих по этому же признаку устойчивость внимания у глухих детей и подробно описанных нами выше.

Одной из характеристик индивидуальных особенностей переключения внимания являются коэффициенты вариативности числа просмотренных знаков и допущенных ошибок. Как видно из таблиц 12, 13, 14 у глухих и слышащих испытуемых в период начального обучения коэффициенты вариативности претерпевают существенные изменения. С возрастом испытуемых, по мере увеличения числа просмотренных ими знаков, уменьшаются коэффициенты вариативности, т.е. наблюдается сглаживание индивидуальных различий внимания при его переключении. Коэффициент вариативности индивидуальных различий у глухих учащихся в "цифровой" корректуре не изменяется 32%, в "фигурных" с 29% до 23%, "буквенной" с 26% до 25%. У слышащих школьников соответственно: с 29% до 25%, с 31% до 23%, с 34% до 24%.

К числу специфических особенностей, связанных с переключением внимания и отличающих их от тех, которые были получены в серии экспериментов, где изучалась устойчивость внимания, можно отнести, прежде всего, снижение скорости переработки информации, и увеличение тем самым индивидуальных различий испытуемых. Так, при сравнении таблиц 1, 2, 3, отражающих результаты опытов по исследованию устойчивости внимания, и таблиц 12, 13 и 14, где приведены данные переключения внимания, видна разница между коэффициентами вариативности в указанных опытах.

На примере "буквенной" корректуры рассмотрим влияние переключения внимания на результаты работы глухих и слышащих учащихся. Средний объем, выполненный работы составил в 1-ой серии опытов у глухих учащихся 1 класса 170 знаков. При этом коэффициенты вариативности достигал 20%. Во II серии опытов скорость слежения в этих классах падала до 133 знаков и коэффициенты вариативности увеличивались до 26%. У слышащих испытуемых были получены следующие результаты: 1 класс - объем выполненной работы в I серии опытов - 174 знака, коэффициент вариативности - 24%, во II серии - объем работы равнялся 109 знакам, коэффициент вариативности - 34%. Аналогичная картина наблюдается и в опытах с "цифровой" и "фигурной" корректурами.

Другим показателем, характеризующим индивидуальные особенности переключения внимания учащихся, являются коэффициенты вариативности числа допущенных ошибок. Как уже отмечалось, переключение внимания влечет за собой значительное увеличение числа допущенных ошибок у глухих и слышащих испытуемых. По общему количеству допущенных ошибок глухие школьники превосходили слышащих сверстников.

Сравнение коэффициентов вариативности I и II серии опытов, прежде всего, показало, что переключение внимания приводит к значительному увеличению индивидуальных различий у большинства глухих и слышащих учащихся. Лишь у части испытуемых наблюдается снижение коэффициентов вариативности. Это еще раз, на наш взгляд, указывает на наличие определенных индивидуальных особенностей у испытуемых, проявляющихся при переключении их внимания.

Результаты работы, связанные с выполнением задания на переключение внимания, во многом зависят от условий и характера предлагаемой деятельности.

Материалы о воспитании и обучении:

Специфика предмета «Иностранный язык»
Специфика иностранного языка, как известно, заключается, прежде всего, в том, что мы обучаем не основам наук, а навыкам и умениям в различных видах речевой деятельности. В основе обучения любому виду речевой деятельности лежат слухомоторные связи. Одна из закономерностей методики обучения иностранн ...

Принципы и методы отбора содержания курса информационные технологии
Принципы и методы отбора содержания обучения в вузе на общетеоретическом уровне рассматривались в работах Кузнецова А.А., Кузнецова Э.И. Бешенкова С.А., Жданова С.А, С.А.Архангельского, Е.Л.Белкина, В.И.Кагана, Ю.М.Калягина, В.М.Монахова, А.М.Пышкало и др. По мнению многих авторов, например, А.А.До ...

Структура государственного финансирования учреждения среднего профессионального образования
Государственные учреждения образования имеют несколько источников финансирования. Основные источники формирования имущества и деятельности СПИШЭ являются: бюджетные ассигнования, а также целевые средства, выделяемые учредителем на обеспечение уставной деятельности; доходы, получаемые колледжем от п ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru