Качественная характеристика переключения внимания глухих учащихся

Педагогика сегодня » Особенности развития произвольного внимания глухих учащихся начальной школы » Качественная характеристика переключения внимания глухих учащихся

Страница 3

Таким образом, предпринятое нами исследование позволяет утверждать, что переключение внимания в значительной большей степени, чем устойчивость, находится в прямой зависимости от объективных трудностей предшествующей и предстоящей деятельности, а также от индивидуальных особенностей самого субъекта.

Различия в структуре взаимосвязей в трех видах корректурных таблиц зависят от характера переключения. При проведении опытов с "цифровыми" и "фигурными" тестами переключение внимания предусматривало лишь (смену объектов). Действия по отношению к объектам оставались прежними. Видимо, это обстоятельство способствовало тому, что коэффициент корреляции в этих случаях оказался самым высоким.

Таблица 15

Коэффициенты корреляции между количеством просмотренных знаков и качеством работы в опытах с переключением внимания

Корректурные тесты

Начальные классы шк. глухих

Начальные классы шк. слышащих

Буквы

0,62

-0,03

Цифры

0, 19

-0,05

Фигуры

0,26

-0,12

Не менее важным является вопрос о взаимосвязи количественных показателей (число просмотренных знаков) переключения внимания с показателями качества (число ошибок).

В таблице 18 приводятся данные корреляционных связей у глухих и слышащих испытуемых по трем корректурным таблицам. Из этих показателей видно, что корреляции в целом невысокие или отсутствуют вообще. Следовательно, между объемом работы и количеством допущенных ошибок не выявляется отчетливо выраженной связи. Очевидно, качество работы в большей мере зависит от индивидуальных особенностей внимания испытуемого. Несомненный интерес представляет возрастная динамика распределения показателей "качества" работы. Таблицы 12, 13, 14 свидетельствуют, что постепенного и непрерывного увеличения или уменьшения этих показателей с годами обучения не наблюдается. Кроме того, следует заметить, что процесс переключения внимания отрицательно сказывается у всех испытуемых на общих показателях качества работы. Так, при сравнении показателей "качества" работы I и II серии опытов обнаружено, что в заданиях предусматривающих выполнение тестов с переключением внимания, как у глухих, так и у слышащих учащихся повышается число ошибок. Однако у слышащих снижение "качества" происходит значительно меньше.

Страницы: 1 2 3 

Материалы о воспитании и обучении:

Изучение восприятия
Тест: «Что не дорисовано?» Оценка целостности восприятия. Покажите ребенку картинки с изображением знакомых предметов, попросите его внимательно посмотреть па каждую картинку и назвать недостающую деталь (то есть сказать, что не дорисовано). Фиксируйте время восприятия всех картинок и правильность ...

Основные требования к педагогическому процессу для придания ему личностно-гуманистической направленности
Из всех упомянутых выше психологических особенностей, ведущих с точки зрения развития личности ребенка, Ш.А. Амонашвили делает вывод о необходимости соблюдать следующие педагогические требования: - В педагогическом процессе ребенка постоянно должно сопровождать чувство свободного выбора. Это вовсе ...

Общая характеристика девиантного поведения у подростков
Девиантное поведение — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Девиантное поведение бывает различных видов. По форме своего проявления девиантное поведение можно разделить на проявляющееся в открытой, явной форме (например, хище ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru